1. Позиция БАЖД «Гнилой Угол»
  2. Позиция БАЖД «Улисс» + КП 12-й ж/д-бригады
  3. Позиция БАЖД «Эгершельд»
  4. Убежище личного состава БАЖД «Эгершельд»
  5. Позиция БАЖД «Вампаусу» + батарея № 2
  6. Позиция БАЖД «Дунай»
  7. База «Первая Речка»
  8. Прочие ЖДАУ и ж/д-ветки

 

      Ворошиловская батарея и 180-мм батареи в случае внезапного нападения не смогли бы гарантированно остановить движение неприятельских линейных кораблей и защитить Владивосток от обстрела. Поэтому для усиления береговой обороны были направлены тяжёлые железнодорожные артиллерийские установки калибра 305-мм и 356-мм.

      В 1932—1934 годах было развёрнуто масштабное железнодорожное строительство для нужд береговой обороны МСДВ. Прежде всего сооружались оперативные ветви ВУРа. В первую очередь прокладывалась железнодорожная ветка Гнилой Угол — б.Улисс, где предполагалось разместить батареи 5-го железнодорожного артиллерийского дивизиона для защиты подходов к проливу Босфор Восточный со стороны Уссурийского залива. Прокладывалась ветка Гнилой Угол — станция Площадка (располагавшейся неподалеку от бухты Тихой в долине речки Объяснения). Велось строительство базы железнодорожной артиллерии в верховьях долины Первой Речки, куда ещё до революции проложили так называемую Военную ветку бывшей Владивостокской крепости. Для манёвра тяжёлых артиллерийских систем между станцией Площадка (позиция «Гнилой Угол») и базой на Первой Речке строился тоннель «им. тов. Сталина». Первоначально все работы проводились Управлением Начальника работ Байкало-Амурской Магистрали (УНР БАМ). В 1933 году их передали созданному тресту «Дальстройпуть». Для ускорения строительства к этим работам в январе 1933 года привлекли около 1100 бойцов  4-го, 5-го и 6-го железнодорожных полков 1-й Бригады Особого железнодорожного корпуса. В 1934 году все работы полностью принял на себя Особый железнодорожный корпус под командованием Я.Я.Лациса.

      Так и не была построена база железнодорожной артиллерии в Шкотовском укрепрайоне в Романовке, а также база в Сучанском укрепрайоне. Вместо этого создавали временные пункты обслуживания железнодорожных артиллерийских транспортёров, локомотивов и специального подвижного состава в депо станций Смоляниново и Сучан. Окончательно привести все железнодорожные ветки в порядок удалось только в годы Второй мировой войны.

      Параллельно на Ленинградском Металлическом заводе им. Сталина  Котлотурбинного Треста в начале 30-х годов производились работы по изготовлению трёх железнодорожных транспортёров ТМ-1-14. Заказ на изготовление установок был выдан в мае 1932 года, со сдачей первой установки к сентябрю 1932 года. Для них использовали орудийные станки и 356-мм орудия с недостроенного линейного крейсера «Измаил». Стволы 356-мм орудий длиной 52 калибра были изготовлены в 1915—1917 годах в Англии фирмой «Виккерс». Эти железнодорожные установки могли вести огонь вдоль пути в пределах 2,5° с обоих сторон, а со специально оборудованных бетонных оснований — на 360°. В качестве прототипа при проектировании этой системы использовали американский 356-мм транспортер образца 1920 года. Проект установок ТМ-1-14 был разработан в октябре 1930—феврале 1931 годов группой заключённых инженеров под руководством А.Г.Дукельского. Окончательное рассмотрение и утверждение проекта состоялось на заседании Реввоенсовета СССР, под председательством К.Е.Ворошилова 28 апреля 1931 года.

      Ещё в октябре 1932 года, когда тяжёлые железнодорожные батареи существовали только на бумаге, А.Б.Елисеев предложил сформировать железнодорожную артиллерийскую бригаду в составе уже существующего 5-го, а также проектируемых 6-го, 7-го и 8-го железнодорожных артиллерийских дивизионов. Штаб и управление этой бригады, получившей наименование 12-я морская железнодорожная артиллерийская бригада, сформировали в течении 1933 года, ещё до прибытия на Дальний Восток тяжёлых батарей. После прихода 356-мм батареи № 6 во Владивосток её командир И.В.Малаховский был назначен командиром бригады, а командир 5-го дивизиона И.И.Швечков возглавил её штаб. Именно он проводил изыскательские работы для выбора позиций 305—356-мм транспортёров в районе залива Америка. Все три тяжёлые батареи («Гнилой Угол», «Эгершельд», «Дунай») и 5-й железнодорожный отдельный артиллерийский дивизион объединили в 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду.

Командный пункт бригады разместили на бывшем форте Линевича. Под компост 6-й батареи приспособили казематы бывшей 10-дюймовой батареи 55-й высоты , под командирскую рубку использовали сохранившийся дореволюционный дальномерный павильон, а новый восьмиметровый дальномер установили на открытой бетонированной площадке. Новый командный пункт для бригады построили в 1935 году на вершине одной из высот над бухтой Патрокл.

      Предполагалось построить две позиции (аналогичных «Вампаусу» и «Дунай») в Сучанском укреплённом районе на побережье залива Америка, куда также проложили железнодорожную ветку, но от строительства позиций для тяжёлых железнодорожных орудий там отказались. Тем не менее, впоследствии в этот район для проведения учебных стрельб выдвигались батареи 5-го железнодорожного артиллерийского дивизиона.

      Многие планы железнодорожного строительства ВУРа, предлагаемые А.Б.Елисеевым, так и остались нереализованными. Не удалось закольцевать железнодорожные пути по обоим бортам долины речки Объяснения, что существенно сузило возможности для манёвра железнодорожных артиллерийских установок. Не удалось реализовать проект соединения станции Площадка с базой на Первой Речке через бухту Горностай в обход тоннеля «им. тов. Сталина». Так и не было осуществлено строительство железной дороги Океанская—Шамора, чтобы дать выход батареям 5-го дивизиона к Уссурийскому заливу. Но наиболее смелым железнодорожным проектом А.Б.Елисеева был, план соединения железнодорожным мостом острова Русский с материком. Предполагалось построить такой мост с комбинированным автогужевым и железнодорожным движением от м.Токаревского до острова Елены, а затем ещё один мост меньшего размера через Канал. На самом Русском острове предполагалось проложить 42 км железнодорожных путей, с тем, чтобы оборудовать позиции для батарей 5-го дивизиона по всему побережью.

      Владивостокский укрепленный район включал в себя в 1938 году  9-ю артиллерийскую бригаду, состоящую из 1, 2, 3 и -го отдельных артиллерийских дивизионов, 12-ю железнодорожную артиллерийскую бригаду (без 8-й батареи, отправленной в 1935 году в ШУР).  Все береговые батареи укрепрайонов ТОФ поочередно находились на оперативном дежурстве в стадии полной боевой готовности. Железнодорожные батареи 5-го дивизиона выезжали для несения оперативного дежурства на позицию «Улисс», а также на побережье залива Америка. Батареи регулярно отрабатывали учебные стрельбы, стрельба велась по движущимся мишеням, а также, при плохой видимости и в ночное время, с использованием прожекторов и осветительных снарядов. Железнодорожные батареи также отрабатывали задачу ведения сухопутного боя, регулярно выезжая для этой цели на полигон в районе станции Петровка в Шкотовском укрепрайоне.

      Демонтирована железнодорожная артиллерия (как и береговые батареи среднего калибра и большая часть открытых 180-мм батарей) была в начале 1960-х годов.

 

Информация из книги «Крепость Владивосток» (издание 2001 года) и сборника «Крепость Россия» (выпуск 2), где об этом вопросе можно почитать подробнее.



Прочие ЖДАУ и ж/д-ветки

Помимо железнодорожных батарей крупного калибра  также в обороне Владивостока принимали участие и батареи, на вооружении которых стояли 130-мм и 76-мм орудия.

 

130-мм

подробнее


Позиция БАЖД «Улисс»

Железнодорожная батарея № 1 входила в состав 5-го Отдельного железнодорожного дивизиона, для нужд которого и проложили к позиции специальную железнодорожную ветку.

Викимапия: огневая позиция; КП дивизиона, использовавшийся как командный пункт батареи.

 

подробнее


База «Первая Речка»

В начале 1930-х в долине Первой речки (недалеко от нынешней остановки "Дальхимпром") была оборудована база железнодорожной артиллерии «Первая Речка».             

подробнее