Позиция БАЖД «Вампаусу»+батарея №2.

"Вампаусу".

Расположение — Шкотовский район, близ п.Подьяпольск, в полукилометре западнее ж/д станции «Стрелок».

Викимапия: вид со спутника на огневую позицию, вид со спутника на КП.

В 1934 году на Николаевских государственных заводах им. А.Марта  было завершено изготовление шести железнодорожных артиллерийских установок ТМ-2-12, составивших батареи № 7 и № 8. Проект этих установок был разработан в 1932 году по заказу Технического отделения Экономического отдела ПП ОГПУ в ЛВО под руководством инженера А.Г.Дукельского. Рассмотрен и утверждён проект был  21 марта 1932 года. Для их изготовления использовали орудийные станки линейных кораблей Черноморского флота «Св. Евстафий» и «Иоанн Златоуст», разобранных в 1920-е годы на металлолом, а также запасные орудийные 305-мм стволы длинной 40 калибров, изготовленные в Англии фирмой «Виккерс» в 1915—1917 годах в качестве запасных для линейных кораблей Балтийского флота «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» и черноморских линкоров, имевших однотипные башенные установки. Для обеспечения работы механизмов вертикальной наводки использовали электродвигатели от поднятых в 1931 году башенных установок линейного корабля Черноморского флота «Императрица Мария». Двигатели, пролежав 15 лет под водой, работали без замечаний. В конце 1934 году батарея № 8 прибыла во Владивосток.

В том же году в Шкотовском укреплённом районе на восточном берегу Уссурийского залива подготовили позицию «Вампаусу» (вторая позиция батареи № 8) к которой проложили специальную железнодорожную ветку от станции Смоляниново. Прибывшую батарею в марте 1935 года, несмотря на плохое состояние железнодорожного пути, с большим трудом удалось перебросить на штатную позицию. Батарея вошла в объединённую 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду.

Три 305-мм/40  артустановки были установлены на бетонные основания на закрытой позиции. Основания имели площадь 16x16 метров и 3 метра в глубину.  Возможный радиус стрельбы — 360°. Основания разнесены между собой на 150 метров и располагаются вдоль дороги. К сожалению, от них мало что осталось. Почти весь металл выдран, бетон повреждён, на самих площадках стихийные свалки мусора.

Командный пост позиции «Вампаусу» представлял собой заглублённую в землю одноэтажную бутобетонную постройку с железобетонной рубкой управляющего артиллерийским огнём. В последнее время командный пункт батареи делит высоту (на которой сидит) с вышками сотовой связи. Сам «бункер» был подрыт и с левой стороны вскрыт от грунта. В настоящее время рядом с КНП сооружено водохранилище Подъяпольского группового водопровода.

 

Спутниковый снимок местности —

Командно-наблюдательный пункт:

alt

alt

alt

Огневая позиция:

Вторая орудийная площадка —

alt

alt

alt

alt

Первая орудийная площадка —

alt

alt

alt

alt

 


 

Ж/Д батарея № 2.

152-мм/45кал. Железнодорожная  батарея № 2 располагалась на станции Линда (ныне станция Стрелок недалеко от Подъяпольска). Транспортёры этой батареи были построенны в 1928–1929 годах. 

Орудия этой батареи могли вести огонь на расстояние до 20 км благодаря тому, что были вооруженны модернизированными орудиями Канэ с углом возвышения 30°.

Данная батарея, как и все остальные, активно участвовала в различных учениях. Так 24 августа 1944 года 152-мм батарея № 2 и 130-мм батарея № 3 провели стрельбы по сухопутной цели с участием батареи звуковой разведки, причем пристрелку осуществляли с помощью звукового репера. Стрельбу проводили в районе разъезда «1945-й километр» (в настоящее время станция Амурский залив). При переходе на зимнее расписание 1944–1945 года батарея перешла на дислокацию в район станции Угловой, откуда во время февральских учений 1945 года перешла на станцию «Первая Речка».

 

Батарея № 2 на станции «Первая Речка» (фото из книги «Ворошиловская батарея»)

 

Батарея №2 на огневой позиции (фото с сайта fortress.wl.dvgu.ru ) —

 

 

7 Комментарии
  1. Аватар пользователя Владимир
    Дек 21, 2012

    Мы будучи мелкими часто бывали и на позиции и на кп .Рядом с кп находились два битонных погреба достаточно больших и глубоких вниз вела скоб лесница. Подскажите что это за строения?

  1. Аватар пользователя Shtill
    Дек 21, 2012

    По вашему описанию сложно что-то сказать, поскольку сооружений, попадающих под него, много. Нужны или фото, или побее подробное описание.

    [Море хранит молчание...]

  1. Аватар пользователя Владимир
    Дек 21, 2012

    Я давно там не был но попробую вспомнить. Эти конструкции находились примерно в 50 метрах от фронтальной стены дота в сторону моря и были похожи на большие колодцы. Когда мы забирались в командную рубку то их было видно через большую панорамную амбразуру. На фото примерно там находится какая-то красная вышка сотовой связи

  1. Аватар пользователя Владимир
    Дек 21, 2012

    Правее мыса Таранный на берегу бухточки находился шлаколитой дот, а выше по ручью развалины 2х зданий очивидно казарм.Если вам извесно когда и кто строил их поделитесь информацией. Точных координат дать не могу, но развалины казарм видно на карте спутника.Они рядом с дорогой которая идет вдоль побирежья, а от дота мало что осталось.

  1. Аватар пользователя kolmovo
    Мар 25, 2023

    поиск вакансий великий новгород

  1. Аватар пользователя kolmovo
    Мар 25, 2023

    поиск вакансий великий новгород

  1. Аватар пользователя Hectorjaw
    Мар 29, 2023

    Аренда кабриолета в Аджмане цена?

Leave a comment