Владивостокская крепость - это уникальный в своём роде комплекс долговременных оборонительных сооружений, который был построен в конце XIX—начале XX веков во Владивостоке и его окрестностях. Эта морская фортовая крепость была самой укреплённой из крепостей своего времени, несмотря на то, что строительство её не было завершено по причине начавшихся Первой Мировой войны и Октябрьской революции.
Является памятником военной истории и архитектуры федерального значения (код по каталогу памятников архитектуры — 2510023000, памятников истории — 2500002000).
Создавалась она знаниями и силами российских военных инженеров, солдат, строителей. Правда факт «отечественного производителя» в советское время замалчивался, с подменой мифами о работе пленных (и не пленных) японцев и пр. Это исходило из требований «политкорректности» текущего политического режима: нежелательным было признать факт, что такой колоссальный объём земляных, скальных, бетонно-строительных работ в таком качестве и в такие краткие сроки мог быть реализован в имперской России.
Крепость представляет собой ряд сооружений, окружающих Владивосток. Всего в её составе порядка 122 объектов (некоторые из которых комплексные). Среди них оборонительные сооружения (форты, опорные пункты, редуты, береговые и сухопутные батареи, пороховые погреба, противодесантные капониры и полукапониры), инфраструктурные объекты (управления, казармы, флигели, склады, хранилища продуктов, искровые радиостанции и пр.), коммуникации (дороги, мосты, сеть канатных дорог, причалы).
По типу и масштабу возводимых укреплений строительство можно разделить на три этапа:
I. Создание крепости. Первая линия обороны (1889—1899 годы)
II. Строительство второй линии обороны крепости (1899—1905 годы)
III. Проектирование и возведение третьей (главной) линии обороны крепости (1906—1918 годы)
Самые большие и мощные объекты Владивостокской крепости построены в 1906-1918 годах.
В этот период было возведено 11 фортов. Эти форты самые масштабные объекты всей Владивостокской крепости, имеют обширные площади и большие подземные части.
7 фортов расположены на материке и выстроены в линию от Уссурийского до Амурского залива (от Щитовой до Зари). 4 форта расположены в южной части острова Русский. Дистанция между фортами примерно 1-2 км друг от друга на материке и около 3 км на острове Русском.
На схематичной карте расположения объектов Владивостокской крепости синим цветом отмечены объекты 1899-1905 годов, а красным 1906-1918 годов (полевые укрепления времён Русско-японской войны не отмечены):
Ниже представлены фотографии некоторых фортов проекта 1910 года. Материковая часть.
Далее форты острова Русский.
Опорные пункты 1910 года. Расположены в промежутках между фортами, по конструкции напоминают форты в миниатюре. Полностью построены были только два опорных пункта.
Береговые батареи выстроены вдоль побережий Уссурийского, Амурского заливов и острова Русский. Батареи, построенные в период 1906-1918 годов, достаточно массивные и имеют крупную подземную часть.
Пороховые погреба. Всего было построено 8 погребов, несколько остались недостроенными. Каждый погреб состоит из группы тоннелей, не соединённых между собой.
Объекты линии обороны 1899-1905 годов уступают по размерам и мощи более поздним. В этот период было построено 5 фортов, 3 из них на материке и 2 на острове Русском. Эти форты расположены ближе к городу, поэтому некоторые подверглись сильным разрушениям.
На переднем плане форт Суворова 1899-1905 годов постройки, а на заднем плане форт №2 проекта 1910 года:
Форт Поспелова, расположенный на острове Русском:
Форт Суворова, расположенный рядом с территорией "Зелёного угла":
Форт Линевича, затерявшийся среди гаражей и стоянок на улице Добровольского, в районе Тихой:
<---------------- картинки----------------------->
Укрепления второй линии обороны крепости. Все эти укрепления находятся в черте города, поэтому достаточно сильно загажены. Сапёрный редут №4 расположен на территории авторынка "Зелёный угол", Укрепление №1 на Днепровской, Укрепление №2 на Сабанеева, Люнет №1 на Днепровской.
Береговые батареи выстроены вдоль побережий Уссурийского, Амурского заливов и острова Русский. Эти батареи практически не имеют подземной части, а некоторые представляют собой только бетонные основания под орудия.
Сухопутные батареи представляют собой земляные орудийные дворики с двумя маленькими бетонными сооружениями - хранилище для 4-дневного запаса боеприпасов и убежище для людей:
Пороховые погреба (казематированные и тоннельные):
В 1923 году Владивостокская крепость была расформирована. В этом же году, после установления советской власти, на объектах крепости Комиссией по учёту военного имущества на Дальнем Востоке была проведена ревизия. До 1937 года объекты крепости были без присмотра и подверглись раграблению. С 1937 года форты проекта 1910 года стали использоваться ТОФ под командные пункты, узлы связи, хранилища боеприпасов. Некоторые батареи были перестроены под новые орудия береговой обороны или под зенитные орудия.
В 1960-х годах, после сокращения вооружённых сил, некоторые оставленные объекты подверглись частичной городской застройке. После обострения отношений с Китаем в конце 1960–начале 1970-х форты проекта 1910 года снова оказались занятыми. И хотя военные довольно небрежно относились к историческому наследию, их присутствие обусловило достаточно неплохую сохранность сооружений в целом. Во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов большинство объектов было оставлено военными. Сооружения стали доступны и прошла мощная волна вандализма и деметаллизации. В 1995 году комплекс сооружений Владивостокской крепости был объявлен памятником федерального значения. Что, впрочем, не сильно помогло крепости. Музеефикация "настигла" только два объекта крепости из всего перечня — батарею Безымянную и форт № 7. Последние годы так же были тяжелы для крепостных объектов: строительство новых трасс и инфраструктурных объектов, городская застройка прошлись по ним тяжёлой пятой.
И вот, новейшее время пытается скорректировать текущий "бесхозный" курс существования крепости. Часть крепостных объектов была передана из федерального управления в муниципальное заведование. Предполагается реставрация сооружений и включение их в планы развития туристического потенциала Владивостока.
Объекты:
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.