Позиция БАЖД «Улисс»

Железнодорожная батарея № 1 входила в состав 5-го Отдельного железнодорожного дивизиона, для нужд которого и проложили к позиции специальную железнодорожную ветку.

Викимапия: огневая позиция; КП дивизиона, использовавшийся как командный пункт батареи.

 

Вооружение батареи составляли артиллерийские установки ТМ-8, для которых не требовалось бетонных оснований. Установки были вооруженны 203-мм орудиями с длинной ствола в 50 калибров. Дальность стрельбы установок составляла 28 км.

В отличии от остальных, трёхорудийных, батарей дивизиона, батарея № 1 была двухорудийной. 

На вершине одной из высот над бухтой Патрокл был построен в 1935 году командный пункт для 12-й ж/д бригады (долженствующий одновременно выполнять и роль компоста батареи № 6 «Гнилой Угол»), но использовался он  лишь как командный пост батареи № 1. С 1947 года, после того как материальная часть батареи № 1 была сданна на металлолом,  КП стал использоваться по прямому назначению.  Командный пункт представлял из себя бутобетонную постройку с лёгким железобетонным перекрытием. Сейчас этот КП полуразрушен и замусорен..  

Все батареи 5-го Отдельного железнодорожного дивизиона , за исключением 203-мм батареи № 1, развернутой на постоянной позиции в бухте Улисс, практически постоянно находились на позициях в АСБО и усиленно отрабатывали задачи по обороне сектора.

Но, тем не менее, батарее довелось участвовать в учениях. Так в марте 1944 года в ходе учений батарея № 1, выдвинувшись со своей постоянной позиции на полигон в Давыдовке, произвела стрельбу по сухопутной цели. Наблюдение при стрельбе обеспечивалось с двух выносных постов, связь управляющего огнём с которыми осуществлялась по радио. В апрельском двустороннем  учении АСБО 1944 года батарея № 1, в отличие от остальных батарей 5-го  Отдельного железнодорожного дивизиона, не участвовала, оставшись на позиции «Улисс».

Так же стоит отметить, что батарея № 1, как и остальные батареи дивизиона, формировалась в составе Морских сил Балтийского моря под руководством А.Б. Елисеева (командующий Морскими Силами Дальнего Востока с марта 1932 г. по  апрель 1938 г.). Эти батареи были направлены во Владивосток. 

 

Транспортёр ТМ-8, стоявший на вооружении батареи (Фото из книги "Ворошиловская батарея", источник – фонд музея ТОФ)

Спутниковый снимок с отмеченной современной сеткой железнодорожых путей в районе Улисса

 

Командный пункт 12-й железнодорожной  бригады:

Виды на смотровую рубку КП с флангов —

Вид с тыльной части —

Внутренняя часть КП —

Остатки инфраструктуры (земляные планировки, каменные кладки и т.п.) —

 

Leave a comment