Позиция БАЖД «Эгершельд»

В марте 1932г. был рассмотрен и утверждён проект по созданию шести железнодорожных артиллерийских установок ТМ-2-12. Данный проект был разработан в том же году по заказу Технического отделения Экономического отдела ПП ОГПУ в ЛВО под руководством инженера А.Г.Дукельского. 

Изготовление же установок завершили в 1934 году на Николаевских государственных заводах им. А.Марта. . Для их изготовления использовали орудийные станки линейных кораблей Черноморского флота «Св. Евстафий» и «Иоанн Златоуст», разобранных в 1920-е годы на металлолом, а также запасные орудийные 305-мм стволы длинной 40 калибров, изготовленные в Англии фирмой «Виккерс» в 1915—1917 годах в качестве запасных для линейных кораблей Балтийского флота «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» и черноморских линкоров, имевших однотипные башенные установки. Для обеспечения работы механизмов вертикальной наводки использовали электродвигатели от поднятых в 1931 году башенных установок линейного корабля Черноморского флота «Императрица Мария». Двигатели, пролежав 15 лет под водой, работали без замечаний.

 Из этих установок и были сформированны железно-дорожные батареи № 7 и №8, которые и прибыли в конце того же года во Владивосток.

 

Три железнодорожных артиллерийских транспортера ТМ-2-12  батареи № 7  12-й морской артиллерийской железнодорожной бригады разместили на позиции «Эгершельд», близ мыса Купера. Позиция была открытой, имела три бетонных основания 16x16 метров по площади и 3 метра в глубину, размещённые в шахматном порядке с расстоянием между ними до 150 метров. Основания обеспечивали возможность стрельбы транспортёров на 360°.

Расположение батареи практически в центре города создавало определённые проблемы. Так например во время учебных стрельб по акватории Амурского залива в домах, расположенных по соседству, вылетали стёкла. Так же был замечен излишний интерес к батарее со стороны японского консула, который периодически, во время учебных занятий на батарее, проезжал мимо на автомобиле. По этой причине был установленн сплошной забор, перекрывавший обзор на батарею излишне интересующимся.

Огневая позиция разместилась на самом берегу. Командный пункт оборудовали в одном из склепов старого эгершельдского кладбища. В тоннельном хранилище порохового погреба № 4  разместили боезапас батареи. 

В районе расположения позиции батареи была недостроенная каботажная гавань Приморской железной дороги. Сейчас здесь располагаются частный яхтклуб и стоянка частных катеров, от позиции ничего не осталось. Эгершельдовское кладбище было раскатано и заросло. Погреб боезапаса закрыт и используется местным авторемонтным предприятием как подсобное помещение. Поблизости так же находится недостроенное подземное сооружение, которое предполагается убежищем личного состава батареи.

 

Батарея на огневой позиции. Видны все три транспортёра

 

Синим обозначена ж/д ветка, ведущая на огневую позицию, красным – снарядный погреб

 

1 Комментарии
  1. Аватар пользователя Soarer
    Дек 13, 2012

    Аааааааа, вот что это за здание военное рядом с НТК и гостиницей "Корона"! Это снарядный погреб для этой штуки. C самого раннего детства его помню, тогда там была просто в/ч, вообще ничего не было застроено.

Leave a comment