Прочие ЖДАУ и ж/д-ветки

Помимо железнодорожных батарей крупного калибра  также в обороне Владивостока принимали участие и батареи, на вооружении которых стояли 130-мм и 76-мм орудия.

 

130-мм

Орудиями этого калибра изначально была вооруженна лишь батарея № 3 (место дислокации посёлок Тавричанка). 130-мм/55 кал. артиллерийские установки батареи № 3 имелидальность стрельбы 17,2 км. Летом 1945 года они были заменены современными 130-мм орудиями Б-13-2с, причем число орудий в батарее увеличили до трёх. Соответственно, дальность стрельбы батареи возросла до 25 км.
Помимо батареи № 3 в 1944 году на заводе № 202 («Дальзавод») изготовили девять 130-мм железнодорожных артиллерийских транспортёров, из которых сформировали 222-й отдельный морской железнодорожный артиллерийский дивизион в составе трёхорудийных батарей №№ 866, 867 и 868. За исключением № 868, батареи дивизиона были вооружены 130-мм/50 пушками Б-13-2с. Батарею № 868 первоначально вооружили устаревшими 130-мм/55 пушками Обуховского завода. В 1945 году её также перевооружили на 130-мм/50 пушки Б-13.  

Места дислокации: 

№ 867 — на п-ове Шкота  у МТА (Минно-торпедного арсенала).

№ 868 — на Второй Речке.

В конце 1945 года, после перевооружения на более новые орудия, все четыре 130мм батареи были переброшенны в Порт-Артур.


76-мм

Серьёзное усиление получила 12-я морская железнодорожная артиллерийская бригада в декабре 1941 — феврале 1942 годов: Во Владивостоке на заводе № 202 («Дальзавод») было построено 12 железнодорожных артустановок, вооружённых универсальными 76,2-мм арторудиями 34-К, из которых сформировали четырёхорудийные батареи №№ 344, 345 и 346, включённые в состав 5-го отдельного морского железнодорожного артиллерийского дивизиона. Дальность стрельбы 76,2-мм универсальных артиллерийских установок 34-К составляла 13 км, причем они также могли вести зенитный огонь.
В 1942 году батареи занимали следующие огневые позиции: 344-я и 346-я – на Угловой, 345-я – в Озерных Ключах, где отрабатывали огневое взаимодействие со стационарными батареями АСБО. Учебные стрельбы батарей проводились в районах, близких к реальным боевым позициям сектора, чем достигалась максимальная приближенность условий их выполнения к боевым. Большинство сухопутных стрельб выполнялось на полигоне в районе станции Давыдовка на Тавричанской ветке. Оттуда, в частности, проводились учебные противотанковые стрельбы 76-мм железнодорожных батарей.

При переходе на зимний боевой распорядок в конце 1944 – начале 1945 годов батареи дислоцировались: батарея № 344– на станции Угловая, в тупике Лесопильного завода; батарея № 345 – на станции Угловая, в спецтупике 13-й бригады морской пехоты; батарея № 346 – в тупике разъезда «1945 км».

14 февраля 1945 года батареи 5-го дивизиона участвовали в двусторонних отрядных учениях по обороне Главной базы ТОФ с суши. Руководителем этого учения был начальник Береговой обороны ТОФ и комендант Береговой обороны ГВМБ ТОФ «Владивосток» генерал-лейтенант С.И.Кабанов, начальником артиллерии – командир 12-й морской железнодорожной артиллерийской бригады генерал-майор И.Н.Дмитриев. В ходе учения батареи дивизиона, снявшись со своих основных позиций, перешли: № 344-я – на станцию Эгершельд, № 345-я – на станцию Океанская, № 346-я – на станцию Вторая Речка, осуществляя огневое прикрытие западного берега п-ова Муравьева-Амурского от нападения со льда Амурского залива.

 

130-мм Ж/Д батарея в Порт-Артуре с уже китайским расчётом (фото с сайта rufort.ru) —

130-мм/55 железнодорожный транспортёр береговой артиллерийской железнодорожной батареи № 3 в походе (фото из фондов Военно-исторического музея Тихоокеанского флота, с сайта fortress.wl.dvgu.ru)



 

 

Leave a comment