Маяк Аскольд
Маяк Аскольд.
Номер маяка — 380/F7532.
Характеристика огня — Бл Пр 6с 22м.
Белая восьмигранная каменная башня с красным фонарным сооружением у белого одноэтажного здания. Высота сооружения 8 метров, высота над уровнем моря 113 метров. Дата строительства — 1909 год.
Начальник маяка — Юрий Вселодович Толстой.
Располагается в Шкотовском районе на мысе Елагина острова Аскольд (юго-восточная часть Уссурийского залива). Маяк назван по острову, остров же носит название русского винтового фрегата «Аскольд» (1854–1861).
Викимапия.
Лоция.
Мыс Елагина — юго-восточный входной мыс бухты Наездник и южная оконечность острова Аскольд. Мыс скалист, приглуб и окаймлён скалами. Маяк Аскольд установлен на мысе Елагина. При маяке имется радиомаяк, расположенный в 3 кбт к северо-западу от мыса Елагина.
Репродукция картины Валерия Шиляева "Маяк Аскольд" из серии "Маяки южного Приморья" —
История маяка.
Остров Аскольд отличный ориентир для судов идущих к Владивостоку с юга и юго-востока. Естественно остров, мимо которого неминуемо проходят корабли, идущие во Владивосток, требовал навигационного обеспечения. В плане постройки маяков на морях России начало строительства маяка на острове Аскольд было предусмотрено в 1874 году. Но, пока шёл выбор местоположения и проектные работы, начал действовать маяк на острове Скрыплёва. Эффективность Скрыплёвского маяка была сочтена командованием достаточной, чтобы для Аскольда оставить вместо запроектированного капитального маяка лишь небольшой фонарь на каменном фундаменте высотой 2 метра. Но Гидрографический департамент распорядился продолжить поиск оптимального места на острове для постройки капитального маяка. Для этого была создана специальная комиссия с капитан-лейтенантом К.С.Старицким и лейтенантом М.Л.Онасевичем. С учётом особенностей местоположения и местного туманного климата комиссией было принято решение установить маяк на южном мысе острова. Это предложение комиссии было утверждено и в 1879 году приступили к постройке маяка. Площадку для установки башни маяка выбирал сам командир Владивостокского порта контр-адмирал Г.Ф.Эрдман.
Было принято решение, что для такого влажного климата, как на острове, башню надо строить не из железа, согласно проекта, а из камня.
Подрядчиком строительства маяка стал владивостокский купец Отто Васильевич Линдгольм. Главным наблюдающим был назначен инженер-полковник Гаккель. На всё строительство было отпущено 95 685 рублей. Фактически же строительство обошлось казне в 168 824 рублей, то есть почти в два раза дороже. Это было вызвано дороговизной материалов и трудностями их доставки к месту строительства. Из строительных материалов на месте оказались пригодными только глина и бутовый камень. Всё остальное пришлось завозить из Владивостока. К моменту возведения маяка на острове не было никаких жилых построек и дорог. Поэтому строительные работы начали с возведения пристани, бараков для рабочих и прокладки серпантинной дороги вокруг сопки. Башню высотой 8,4 метра от основания построили из кирпича, служебные и жилые здания — из местного бутового камня. Светооптический аппарат был закуплен в Англии на заводе братьев Чанс.
Осенью 1881 года строительство было закончено и Главный командир портов Восточного океана и военный губернатор Владивостока контр-адмирал А.Ф.Фельдгаузен доложил в Гидрографический департамент: «Маяк мною лично осмотрен и найден построенным хорошо и прочно, службы на маяке не оставляют желать лучшего, аппарат действует исправно... Освещение начато с 29 сентября 1881 года. Башня красного цвета, огонь белый с проблесками через 1 минуту, продолжительность 8 секунд. При испытаниях дальность видимости составила 35 миль». Гидрографический департамент 8 октября 1881 года опубликовал в газетах извещение мореплавателям об открытии на острове Аскольд маяка.
Для подачи туманных сигналов на оконечности мыса установили колокол и пушку-единорог. Для связи с судами по флажному семафору возле маячной башни выстроили сигнальную мачту.
Никакой связи маяка с берегом в первое время не было. Чтобы облегчить положение маячников, Главный командир портов Восточного океана сразу после открытия маяка издал приказ: «За неимением с островом Аскольд постоянного сообщения и ввиду полной невозможности для смотрителя маяка посылать в Гидрографическую часть донесения в случае надобности, предлагаю командирам судов вверенной мне флотилии при проходе мимо острова Аскольд, если на Аскольдском маяке будет поднят флаг или шар, непременно посылать на маяк судовую шлюпку, а по невозможности сего, тотчас же по приходе во Владивосток сообщать о том в Гидрографическую часть».
Маяк работал круглый год. Обслуживающий его персонал состоял из смотрителя и восьми матросов Сибирского флотского экипажа. Первым смотрителем был назначен по представлению Гидрографического департамента присланный с Балтики бывший смотритель Оденсхольмского маяка (ныне Осмуссаар) опытный специалист губернский секретарь Афанасьев. Из-за отсутствия свежих продуктов и очень сырого климата личный состав маяка часто болел, и было принято решение половину команды менять осенью, а вторую половину весной, чтобы четыре человека постоянно оставались из числа опытных, хорошо знакомых с маячной аппаратурой служителей.
Маяк работал. В 1890 году капитан норвежского парохода «Фритьоф Нансен» передал через фирму «Кунст и Альберс» письмо, в котором благодарил смотрителя маяка на острове Аскольд за то, что тот во время туманной ночи выстрелами из пушки и ударами колокола предупредил капитана о приближении судна к прибрежным скалам.
В 1892 году был проведён капитальный ремонт башни, проложена новая дорога из бухты Наездник, куда доставлялись грузы, прямо на маяк. Она стала короче прежней почти в три раза — всего четыре версты вместо прежних одиннадцати. В этом же году специально назначенная комиссия выбрала место для сирены на мысе Пальчатый, в двух километрах от маяка, где был ключ пресной воды для парового котла.
В 1896 году маяк уже имел вращающиеся механизмы. В том же году старший служитель маяка крестьянин Аггей Кузнецов был награждён серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на Станиславской ленте на груди.
Из-за сурового климата кирпичная башня маяка не простояла и пятидесяти лет. Уже в начале XX века она начала трескаться и крошиться. Периодические ремонты мало помогали и в 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени. Он представляет собой белую восьмигранную башню высотой 8 метров у белого одноэтажного здания. В металлическом фонарном сооружении с медным куполом был установлен диоптрический светооптический аппарат 1-го разряда с лампой системы Чанса.
Трудные годы Гражданской войны, плохое снабжение привели к тому, что опытные служители покинули маяк. Их заменяли в основном инвалиды Первой мировой войны, рекомендованные к работе на маяке Владивостокским комитетом инвалидов. Они не понимали всей ответственности за безопасность мореплавания, работали небрежно, и налаженный на маяке порядок развалился. Кроме того, маяк часто посещали вооружённые белогвардейцы, красноармейцы, просто бандиты. Как правило, такие набеги заканчивались обыкновенными грабежами. Доклады смотрителя в Дирекцию маяков полны жалоб на бесчинства: «Неизвестные вооружённые люди отобрали запасы солонины и сухарей»; «21 июля 1918 года вооруженными людьми чехословацкого отряда реквизировано четыре ружья»; «27 апреля 1919 года на маяк прибыл вооружённый отряд красноармейцев. Забрали зрительную трубу, медные баки, пироксилин и бикфордов шнур». Несмотря ни на что, маяк продолжал действовать и помогать кораблям и судам, находящимся в море.
В таком виде маяк просуществовал до середины 1930-х годов. Потом к верхнему зданию технических служб пристроили бетонную пристройку и там разместился временный наблюдательный пункт артиллерийской батареи № 26. Позже на крыше этого пункта установили новую башню нового маяка, а нижнее здание маяка вывели из эксплуатации.
В предвоенные годы техническое оснащение маяка совершенствовалось, и в 1940 году приказом начальника Гидрографической службы ТОФ он был отнесён к маякам первого разряда. В годы Великой Отечественной войны и войны с Японией маяк надёжно обеспечивал плавание наших кораблей.
21 сентября 1951 года в Севастополе закончилось строительство нового Херсонесского маяка взамен старого, разрушенного фашистами. В фонарной башне нового маяка был смонтирован полизольный осветительный аппарат, доставленный с Тихоокеанского флота с маяка Аскольд.
Сейчас в штат маяка входит пять гражданских служащих, начальником маяка с 2004 года является Ю.В.Толстой. Правда непосредственно на маяке, как правило, находится 2-3 человека.В настоящее время маяк Аскольд оснащён радиомаяком и продолжает надёжно обеспечивать безопасность мореплавания на подходах к заливу Стрелок и Владивостоку.
Фотогалерея (периода 2010–2014 гг.) разделена на три страницы:
1. Общие виды и описание. Старый маяк;
2. Новый маяк и городок маячников;
Вид на мыс Елагина из-за скал мыса Аскольд —
Вид на бухту Наездник и мыс Елагина с хребта западного берега острова Аскольд —
Вид со стороны бухты Наездник на мыс Елагина и оба маяка —
Туманы – обычное дело —
Вид со стороны мыса Туманный на маяки —
Виды на мыс Елагина с моря:
Виды по мысу Елагина —
На юго-западной стороне мыса Елагина, представляющей собой скалу, отделённую от мыса расщелиной, стоит старая восьмигранная 8-метровая каменно-кирпичная маячная башня (построенная в 1917 году взамен пришедшего в негодность первого маяка). Она установлена на центральной части одноэтажного каменно-кирпичного дома. Дом и башня были окрашены в белый цвет.
Фотография авторства Владимира Серебрянского – так выглядел старый маяк несколько лет назад. Ещё сохранялись остатки медного купола на его башне —
Так старый маяк выглядит сейчас:
На скальной площадке —
Надписи на стенах маяка —
Сложен из кирпичей с клеймом "С.К." —
Отделка камнем —
Архитектурные изыски —
Штукатурка облупилась, крыши нет, кирпичные стены разрушаются, металлические балки и леера обречённо ржавеют —
Лестницы в башне маяка давно нет —
Продолжение на второй странице --->>
3 Комментарии
Leave a comment