Маяк Аскольд

Маяк Аскольд.

Номер маяка — 380/F7532.
Характеристика огня — Бл Пр 6с 22м.
Белая восьмигранная каменная башня с красным фонарным сооружением у белого одноэтажного здания. Высота сооружения 8 метров, высота над уровнем моря 113 метров. Дата строительства — 1909 год.
Начальник маяка — Юрий Вселодович Толстой.

Располагается в Шкотовском районе на мысе Елагина острова Аскольд (юго-восточная часть Уссурийского залива). Маяк назван по острову, остров же носит название русского винтового фрегата «Аскольд» (1854–1861).
Викимапия

 

Лоция.
Мыс Елагина — юго-восточный входной мыс бухты Наездник и южная оконечность острова Аскольд. Мыс скалист, приглуб и окаймлён скалами. Маяк Аскольд установлен на мысе Елагина. При маяке имется радиомаяк, расположенный в 3 кбт к северо-западу от мыса Елагина.

 

Репродукция картины Валерия Шиляева "Маяк Аскольд" из серии "Маяки южного Приморья" —

 

История маяка.

Остров Аскольд отличный ориентир для судов идущих к Владивостоку с юга и юго-востока. Естественно остров, мимо которого неминуемо проходят корабли, идущие во Владивосток, требовал навигационного обеспечения. В плане постройки маяков на морях России начало строительства маяка на острове Аскольд было предусмотрено в 1874 году. Но, пока шёл выбор местоположения и проектные работы, начал действовать маяк на острове Скрыплёва. Эффективность Скрыплёвского маяка была сочтена командованием достаточной, чтобы для Аскольда оставить вместо запроектированного капитального маяка лишь небольшой фонарь на каменном фундаменте высотой 2 метра. Но Гидрографический департамент распорядился продолжить поиск оптимального места на острове для постройки капитального маяка. Для этого была создана специальная комиссия с капитан-лейтенантом К.С.Старицким и лейтенантом М.Л.Онасевичем. С учётом особенностей местоположения и местного туманного климата комиссией было принято решение установить маяк на южном мысе острова. Это предложение комиссии было утверждено и в 1879 году приступили к постройке маяка. Площадку для установки башни маяка выбирал сам командир Владивостокского порта контр-адмирал Г.Ф.Эрдман.
Было принято решение, что для такого влажного климата, как на острове, башню надо строить не из железа, согласно проекта, а из камня.
Подрядчиком строительства маяка стал владивостокский купец Отто Васильевич Линдгольм. Главным наблюдающим был назначен инженер-полковник Гаккель. На всё строительство было отпущено 95 685 рублей. Фактически же строительство обошлось казне в 168 824 рублей, то есть почти в два раза дороже. Это было вызвано дороговизной материалов и трудностями их доставки к месту строительства. Из строительных материалов на месте оказались пригодными только глина и бутовый камень. Всё остальное пришлось завозить из Владивостока. К моменту возведения маяка на острове не было никаких жилых построек и дорог. Поэтому строительные работы начали с возведения пристани, бараков для рабочих и прокладки серпантинной дороги вокруг сопки. Башню высотой 8,4 метра от основания построили из кирпича, служебные и жилые здания — из местного бутового камня. Светооптический аппарат был закуплен в Англии на заводе братьев Чанс.
Осенью 1881 года строительство было закончено и Главный командир портов Восточного океана и военный губернатор Владивостока контр-адмирал А.Ф.Фельдгаузен доложил в Гидрографический департамент: «Маяк мною лично осмотрен и найден построенным хорошо и прочно, службы на маяке не оставляют желать лучшего, аппарат действует исправно... Освещение начато с 29 сентября 1881 года. Башня красного цвета, огонь белый с проблесками через 1 минуту, продолжительность 8 секунд. При испытаниях дальность видимости составила 35 миль». Гидрографический департамент 8 октября 1881 года опубликовал в газетах извещение мореплавателям об открытии на острове Аскольд маяка.
Для подачи туманных сигналов на оконечности мыса установили колокол и пушку-единорог. Для связи с судами по флажному семафору возле маячной башни выстроили сигнальную мачту.
Никакой связи маяка с берегом в первое время не было. Чтобы облегчить положение маячников, Главный командир портов Восточного океана сразу после открытия маяка издал приказ: «За неимением с островом Аскольд постоянного сообщения и ввиду полной невозможности для смотрителя маяка посылать в Гидрографическую часть донесения в случае надобности, предлагаю командирам судов вверенной мне флотилии при проходе мимо острова Аскольд, если на Аскольдском маяке будет поднят флаг или шар, непременно посылать на маяк судовую шлюпку, а по невозможности сего, тотчас же по приходе во Владивосток сообщать о том в Гидрографическую часть».
Маяк работал круглый год. Обслуживающий его персонал состоял из смотрителя и восьми матросов Сибирского флотского экипажа. Первым смотрителем был назначен по представлению Гидрографического департамента присланный с Балтики бывший смотритель Оденсхольмского маяка (ныне Осмуссаар) опытный специалист губернский секретарь Афанасьев. Из-за отсутствия свежих продуктов и очень сырого климата личный состав маяка часто болел, и было принято решение половину команды менять осенью, а вторую половину весной, чтобы четыре человека постоянно оставались из числа опытных, хорошо знакомых с маячной аппаратурой служителей.
Маяк работал. В 1890 году капитан норвежского парохода «Фритьоф Нансен» передал через фирму «Кунст и Альберс» письмо, в котором благодарил смотрителя маяка на острове Аскольд за то, что тот во время туманной ночи выстрелами из пушки и ударами колокола предупредил капитана о приближении судна к прибрежным скалам.
В 1892 году был проведён капитальный ремонт башни, проложена новая дорога из бухты Наездник, куда доставлялись грузы, прямо на маяк. Она стала короче прежней почти в три раза — всего четыре версты вместо прежних одиннадцати. В этом же году специально назначенная комиссия выбрала место для сирены на мысе Пальчатый, в двух километрах от маяка, где был ключ пресной воды для парового котла.
В 1896 году маяк уже имел вращающиеся механизмы. В том же году старший служитель маяка крестьянин Аггей Кузнецов был награждён серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на Станиславской ленте на груди.

Из-за сурового климата кирпичная башня маяка не простояла и пятидесяти лет. Уже в начале XX века она начала трескаться и крошиться. Периодические ремонты мало помогали и в 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени. Он представляет собой белую восьмигранную башню высотой 8 метров у белого одноэтажного здания. В металлическом фонарном сооружении с медным куполом был установлен диоптрический светооптический аппарат 1-го разряда с лампой системы Чанса.

Трудные годы Гражданской войны, плохое снабжение привели к тому, что опытные служители покинули маяк. Их заменяли в основном инвалиды Первой мировой войны, рекомендованные к работе на маяке Владивостокским комитетом инвалидов. Они не понимали всей ответственности за безопасность мореплавания, работали небрежно, и налаженный на маяке порядок развалился. Кроме того, маяк часто посещали вооружённые белогвардейцы, красноармейцы, просто бандиты. Как правило, такие набеги заканчивались обыкновенными грабежами. Доклады смотрителя в Дирекцию маяков полны жалоб на бесчинства: «Неизвестные вооружённые люди отобрали запасы солонины и сухарей»; «21 июля 1918 года вооруженными людьми чехословацкого отряда реквизировано четыре ружья»; «27 апреля 1919 года на маяк прибыл вооружённый отряд красноармейцев. Забрали зрительную трубу, медные баки, пироксилин и бикфордов шнур». Несмотря ни на что, маяк продолжал действовать и помогать кораблям и судам, находящимся в море.

В таком виде маяк просуществовал до середины 1930-х годов. Потом к верхнему зданию технических служб пристроили бетонную пристройку и там разместился временный наблюдательный пункт артиллерийской батареи № 26. Позже на крыше этого пункта установили новую башню нового маяка, а нижнее здание маяка вывели из эксплуатации.
В предвоенные годы техническое оснащение маяка совершенствовалось, и в 1940 году приказом начальника Гидрографической службы ТОФ он был отнесён к маякам первого разряда. В годы Великой Отечественной войны и войны с Японией маяк надёжно обеспечивал плавание наших кораблей.
21 сентября 1951 года в Севастополе закончилось строительство нового Херсонесского маяка взамен старого, разрушенного фашистами. В фонарной башне нового маяка был смонтирован полизольный осветительный аппарат, доставленный с Тихоокеанского флота с маяка Аскольд.

Сейчас в штат маяка входит пять гражданских служащих, начальником маяка с 2004 года является Ю.В.Толстой. Правда непосредственно на маяке, как правило, находится 2-3 человека.В настоящее время маяк Аскольд оснащён радиомаяком и продолжает надёжно обеспечивать безопасность мореплавания на подходах к заливу Стрелок и Владивостоку.

 

Фотогалерея (периода 2010–2014 гг.) разделена на три страницы:

1. Общие виды и описание. Старый маяк;

2. Новый маяк и городок маячников;

3. Лестница между маяками.

 

Вид на мыс Елагина из-за скал мыса Аскольд — 

Вид на бухту Наездник и мыс Елагина с хребта западного берега острова Аскольд —

Вид со стороны бухты Наездник на мыс Елагина и оба маяка

Туманы – обычное дело —

Вид со стороны мыса Туманный на маяки —

Виды на мыс Елагина с моря:

Виды по мысу Елагина —

 

На юго-западной стороне мыса Елагина, представляющей собой скалу, отделённую от мыса расщелиной, стоит старая восьмигранная 8-метровая каменно-кирпичная маячная башня (построенная в 1917 году взамен пришедшего в негодность первого маяка). Она установлена на центральной части одноэтажного каменно-кирпичного дома. Дом и башня были окрашены в белый цвет.

Фотография авторства Владимира Серебрянского – так выглядел старый маяк несколько лет назад. Ещё сохранялись остатки медного купола на его башне —

Так старый маяк выглядит сейчас:

 

 

На скальной площадке —


 

Надписи на стенах маяка —

Сложен из кирпичей с клеймом "С.К." —

Отделка камнем —

Архитектурные изыски —

Штукатурка облупилась, крыши нет, кирпичные стены разрушаются, металлические балки и леера обречённо ржавеют —

 

 

Лестницы в башне маяка давно нет —

 

Продолжение на второй странице --->>

 

Вид объекта: 
3 Комментарии
  1. Аватар пользователя Света
    Ноя 01, 2016

    Жаль, что такая красота в запустении.. Отремонтировали бы, сделали какую нибудь турбазу. Это ж такая редкость -отдохнуть от цивилизации.

  1. Аватар пользователя Ecologog
    Ноя 09, 2016

    Вот пока там нет турбазы, туда ещё можно съездить - отдохнуть от цивилизации. )

  1. Аватар пользователя Дрюков Геннадий Васильевич
    Июл 15, 2019

    По роду своей службы побывал на Сахалине, на Курильских островах, ну и ещё не мало где. Вот, к примеру, остров Аскольд был славен тем, что на нём в то время обитал пятнистый олень. Остров же носит название русского винтового фрегата «Аскольд» (1854–1861). Не знаю как в настоящее время, потому как прошла по нашей стране, так называемая перестройка, которая поглотила более глобальное. Пятнистый олень вообще ведёт оседлый образ жизни в небольших группах, иногда объединяется в большие стада. На острове Аскольд, как нам рассказывал командир одной из воинских частей, по фамилии Гнедой, где мы были прикомандированы, (для решения определённых задач) численность превышала 500 особей. . Для оленей такого типа характерно пастись в основном в темное время суток, когда не так велик риск нападения хищников. Но на острове охотиться за ними было не кому, поэтому все законы, которые приписаны этим дивным животным, здесь не применимы. Олени нас подпускали на очень близкое расстояние. А у нас как у военнослужащих естественно было оружие. И вот вы понимаете, даже мысли не было пустить его против живой природы.

Leave a comment