Остров Скрыплева.
Остров Скрыплёва расположен при входе в пролив Босфор Восточный со стороны Уссурийского залива в 3 километрах к югу от Владивостока (полуострова Басаргина) и в 1,5 километрах к северо-востоку от полуострова Житкова на острове Русский. Остров назван именем Константина Григорьевича Скрыплева (1826—1900) — капитан-лейтенанта, командира корвета «Новик», проводившего гидрографические исследования в заливе Петра Великого в 1862 году. Викимапия.
Описание из Лоции Японского моря:
Остров Скрыплева (43°02'N, 131°57'Е) высотой 45,6 метров лежит при входе в пролив Босфор-Восточный со стороны Уссурийского залива. Берега острова обрывистые, скалистые и окаймлены надводными и подводными камнями. Остров порос травой. Иногда в тумане остров усматривается визуально в виде небольшой копны с седловиной на её вершине. Маяк Скрыплева сооружён вблизи южной оконечности острова Скрыплева. Коса надводная, сложенная из валунов и гальки, выступает на 0,5 кабельтовых к северу от северного берега острова Скрыплева. На 1,5 кабельтовых к северо-северо-западу от оконечности косы простирается риф с наименьшей глубиной 0,8 метров. Глубина на северной кромке рифа 2,1 метра; здесь лежит камень, над которым в свежую погоду образуются буруны. Риф с наименьшей глубиной 0,8 метров выступает на 0,5 кабельтовых к юго-востоку от южной оконечности острова Скрыплева. На мористой кромке рифа лежат два надводных камня. Кромки рифа приглубы.Девиационный полигон Уссурийского залива и радиодевиационный полигон Скрыплева (район № 144) находятся в 6 кабельтовых к востоко-юго-востоку от острова Скрыплева. Девиационный полигон имеет пять естественных створов, в которых используются мыс Новосильского, северная и южная оконечности острова Скрыплева, мысы Каразина, Вятлина, Тобизина и наибольший из островов Верховского.
Протяжённость острова с северо-запада на юго-восток составляет 200 метров. Наибольшая ширина 120 метров. Общая площадь около 0,02 км². Максимальная высота над уровнем моря 45,6 метров. В рельефе острова выделяются два района — северная коса и южное плато. С севера побережье острова занимают галечные пляжи. Глубина возле косы очень мала, как и в береговой зоне пляжей. На них чистый светлый песок и гладкие круглые камни. С юга, востока и запада высокие берега круто обрываются к морю отвесными скалами. На юге имеется небольшой пляж, так называемая «Голубая Лагуна». Неофициальное название острова в профессиональной среде моряков — «Кочка».
Остров чист от деревьев и крупной растительности. Вся территория суши покрыта травой и небольшими кустарниками. Растительность на острове преимущественно луговая. Имеется небольшой огородный участок маячного хозяйства, несмотря на небольшую глубину почвенного слоя.
На острове постоянно находятся несколько человек — смотрители маяка.
На возвышенности острова находится здание маяка, а также жилые и хозяйственные постройки. С появлением порта Владивосток движение судов в этом районе значительно возрасло. И тогда возникла необходимость в возведении маяка на острове Скрыплёва. Просьбы моряков были услышаны и в 1865 году начали строить маяк. Действовать маяк начал в 1876 году. Это один из самых старых маяков Приморья. Маяк служит надёжным ориентиром для всех судов и является одной из визитных карточек Владивостока. В паре с маяком на мысе Басаргина Скрыплёвский маяк образует морские ворота, для судов следующих в пролив Босфор-Восточный.
Более подробную историю и фотогалерею саяка смотрите в статье «Маяк Скрыплёва».
На северной оконечности острова находится полузамытая грунтом ржавая баржа, служащая причалом. Также на косе ранее как достопримечательность был указатель направлений и расстояний до городов (до Рио-де-Жанейро - 16842 км, до Сингапура - 5354, до Петербурга - 8604 км, рыбалка - 2 км, пиво - 4,9 км).
Про остров ходят всевозможные легенды и байки. Например, что на острове была тюрьма, и называют Скрыплёв приморским Алькатрасом.
Военная история острова включает в себя несколько страниц. В дореволюционое время была построена мортирная батарея № XI временного типа, от которой уже ничего не осталось. В 1934 году была построена противокатерная 75-мм батарея № 101. Позже, после модернизации, батарея поменяла номер на № 151. В период ВОВ здесь располагался зенитный батальон (по легенде он был женским). Напоминанием о том времени служит заброшенная полуразрушенная казарма в начале подъёма к возвышенной части острова.
Пара печальных эпизодов, связанных с морскими крушениями близ острова:
♦ 4 июля 1904 года, подорвавшись на японской мине, недалеко от Скрыплёва затонул миноносец Сибирской флотилии № 208. Подробнее об этом на сайте, посвящённом миноносцу.
♦ 21 октября 1981 года дизельная подводная лодка ТОФ "С-178" столкнулась с теплоходом "Рефрижератор-13". Лодка затонула, погибло 32 члена экипажа. Более подробно об этой аварии в статье на сайте «Чрезвычайные происшествия».
В настоящее время остров выполняет исключительно навигационную функцию. И в связи с этим, так как все маяки относятся к МО РФ, территория острова и близлежащая акватория находится под охраной. Посещение возможно лишь с разрешения Гидрографической службы ТОФ.
Фотография А.А.Васенина (1920 год) —
Современные фотографии.
Вид на "морские ворота" Владивостокского порта – дуэт маяков Скрыплёва и Басаргина —
Вид на остров с побережья о.Русский (полуострова Житкова, мыса Новосильского):
Аэрофотосъёмка:
Виды на остров моря:
На острове:
Старая казарма:
"Сердце" острова – старый маяк:
Leave a comment