Батарея №309 «55-й высоты»

Береговая батарея «55-й высоты» № 309   (№ VIII;  № XXVI ;  № III).

Расположена на Тихой, в районе улицы Добровольского, на высоте 125.6.

Номер по каталогу памятников  архитектуры — 2510023405.

Вид со спутника.    Генплан.

Строилась в 1904-1905 годах военным инженером А.М.Новицким. Была вооружена четырьмя 10-дюймовыми пушками образца 1895 года. В 1908-1909 годах на батарее военным инженером Н.Н.Шелавиным был построен двухэтажный пороховой погреб и два орудийных дворика были прикрыли бетонными брустверными стенками. В октябре 1914 года батарею разоружили, а орудия были отправлены на фронт Первой Мировой.

До 1932 года батарея пребывала в заброшенном состоянии. При воссоздании системы береговой обороны Владивостока в 1932–1941 годах двухэтажный погреб батареи был переоборудован в командный пункт 356-мм железнодорожной батареи № 6  (позиция «Гнилой Угол»). В 1960 году, когда железнодорожная артиллерия была упразднена, батарея 55-й высоты перестала использоваться в качестве оборонительного сооружения. В дальнейшем она была заброшена или использовалась под складские нужды.

Эта батарея ценна тем, что являет собой достаточно редкий переходной тип береговой батареи начала XX столетия. Аналог такой батареи во Владивостоке лишь на полуострове Басаргина, но та батарея в советское время была существенно перестроена.

Сохранились два земляных и два бетонных орудийных дворика, два пороховых погреба. Имелся ещё дальномерный павильон, но он был уничтожен. В сентябре 2012 года усилиями строителей объектов саммита АТЭС были повреждены элементы батареи — снесена часть бруствера и орудийной площадки правофлангового дворика.

 

Монтаж 10-дюймовой береговой пушки на батарее, 1904 год (из архивов музея им. В.К.Арсеньева) —

Чехословацкий генерал С.Чечек позирует на покрытии казематированного траверса батареи 55-й высоты, 1920 год (из архивов журнала «Forteca»):

alt

Картина Павла Куянцева (1981 год) —

alt

Вид с квадрокоптера (состояние на 2014 год):

Фотографии периода 2007–2010 годов:

alt

alt

alt

alt

 

Во время строительства новой трассы (2011–2012 годы):

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

 

alt

 

alt

 

alt

alt

 

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

 

Повреждение батареи в сентябре 2012 года:

Орудийное основание разрушенного дворика в «разрезе» —

5 Комментарии
  1. Аватар пользователя Subterranean
    Окт 03, 2012

    Вторая фотка тут не к месту

  1. Аватар пользователя gorian
    Фев 11, 2018

    место там красивое.

  1. Аватар пользователя Гость
    Фев 11, 2018

    а кто знает где сама жд батарея стояла? которая гнилой угол

  1. Аватар пользователя Россиянин
    Фев 21, 2018

    Далее нынешней ТЭЦ-2 и, возможно, еще в районе Дальхимпрома.

  1. Аватар пользователя Вячеслав
    Июн 02, 2023

    И добрались до Владивостока крейсер Алмаз и миноносцы Грозный и Бравый.

Leave a comment