Гидроаэродром «Патрокл»

Гидроаэродром «Патрокл» располагался на побережье бухты Патрокл, близ озера Безымянное у перешейка п-ова Басаргина.
(В 1940-е годы протоку из озера, ранее впадавшую в бухту Патрокл, перенаправили в бухту Соболь и построили через неё бетонный мост).
Викимапия.

В начале 1930-х годов по приказу Наркома обороны К.Е.Ворошилова из Севастополя во Владивосток перебазировался 55-й авиаотряд на гидросамолётах МБР-4. Он вошёл в состав Военно-воздушных сил Морских сил Дальнего Востока (ВВС МСДВ). 
Позднее переформирован в 30-ю авиаэскадрилью волнового управления ВВС ТОФ. На берегу бухты были устроены бетонные пандусы для заезда с воды. Были построены широкая бетонная площадка с двумя ангарами, в которых были мастерские и стоянки для летающих лодок.
К 1941 году, после очередного переформирования части, за ней закрепился номер 63-й отдельной авиаэскадрильи ВУ ВВС ТОФ. На вооружении эскадрильи стояли летающие лодки МБР-2

Гидросамолёты взлетали и садились на воду бухты, где был выделен специальный фарватер между сильными подводными течениями, после чего заезжали на площадку, где обслуживались. Справа от линии посадки, на берегу перешейка полуострова Басаргина была пристань для торпедных катеров.
Личный состав размещался в каменных казармах в долине, здесь же был плац, погреба для продовольствия, бетонный туалет (кое-что из этого досталось в наследство от Владивостокской крепости). Был образован целый городок – дома начальствующего состава (ДНСы), столовая, клуб и стрелковый тир на открытой площадке.
Архивное описание аэродрома: «Расположен на южной оконечности полуострова Муравьёва, в бухте Патрокл Владивостокского городского района Приморского края. Форма – прямоугольник 2300х2000 метров. Подходы открыты с востока, юга, запада. С севера подходы стеснены сопками. Связь – телефон, радио. Подъездные пути — шоссе. Дополнительные сведения – грунт дна песчаный, замерзание во второй половине декабря, вскрытие в начале марта. Работа со льда с середины января до конца февраля. Водоснабжение из водокачки, жильё – ДНСы и землянки, столовые».
Сейчас инраструктура гидроаэродрома частично снесена, частично руинирована. Местность затрагивается дорожными работами по планам строительства к Саммиту АТЭС-2012.

Так как Суходольская бухта замерзала очень рано и поздно вскрывалась, то с Суходольского 1950-х сюда перелетали летающие лодки Бе-6 и до поздней зимы, а затем и с ранней весны отрабатывали задачи. Гидроаэродром просуществовал до 1960-х годов, затем был расформирован и заброшен.

Волновое управление катерами заключалось в том, что на скоростные торпедные катера устанавливалось телерадиоуправляющее оборудование. На катерах не было экипажа, и управление ими осуществлялось с помощью радиоволн с находящихся в воздухе гидросамолётов.

На основе информации из статьи Я.В.Ливанского и воспоминаний лётчика С.А.Щербакова

 

Самолет МБР-2 - 

alt

Торпедный катер волнового управления -

alt

Авиаэскадрилья на построении по случаю принятия военной присяги (Бухта Патрокл. 1937 год) -

alt

Современное состояние:

alt

alt

alt

 

2 Комментарии
  1. Аватар пользователя Антон
    Мар 01, 2014

    Как подготовка к Самиту началась, так его и не стало!

  1. Аватар пользователя den7
    Мар 01, 2014

    В детстве за гребешком там ныряли. А очень давно там катера на воздушной подушке стояли

Leave a comment