Гидроаэродром «Воевода»
Гидроаэродром «Воевода» располагался на острове Русский в бухте Круглой (северо-западная часть бухты Воевода).
В 1933 году на это место прибыл 7-й отдельный корректировочный авиационный отряд на летающих лодках МБР-4 (лицензионный вариант итальянской «Савойя» S-62бис). Начал строится аэродром силами личного состава и строительных бригад (осушение заболоченных участков, выравнивание площадки, бетонирование, строительство инфраструктуры).
В 1935 году 7-й авиаотряд был переименован в 60 отдельный морской корректировочный авиационный отряд, который перевооружился на летающие лодки МБР-2. Лётный и технический состав аэродрома жил в больших оборудованных землянках на небольшом мысу в центре бухты. Рядом была поставлена зенитная батарею прикрытия, от которой сохранились бетонные убежища и земляные дворики с ходами сообщения.
С июня 1938 года на базе авиаотряда была сформирована 57-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья. Вскоре часть перевооружилась на самолёты МБР-2 с новыми моторами АМ-34НБ и активно выполняла задачи по охране акватории залива Петра Великого, отработке стрельб, бомбометания и разведывательных полётов над Японским морем.
С 1943 года 57-я ОМРАЭ в оперативном отношении была подчинена командиру охраны водного района Главной ВМБ (ОВР ГВМБ) и решала задачи воздушной разведки и противодиверсионной защиты на подходах к Владивостоку. В 1947 году эскадрилья была расформирована.
Вместо нее сюда из бухты Патрокл была перебазирована 63-я ОМРАЭ (также вооруженная старыми МБР-2). Просуществовала она недолго - в июле 1947 года 63 ОМРАЭ тоже была расформирована, а самолёты МБР-2 списаны. После этого гидроаэродром «Воевода» пришёл в упадок и запустение. Дома (оставшиеся ещё с дореволюционных времён) и постройки ещё долгое время использовались частями Тихоокеанского флота, а в конце 1990-х часть полностью оставили.
Архивное описание аэродрома за 1942 год: «Расположен на острове Русский Владивостокского городского района Приморского края. Форма акватории – неправильная: северный старт 1600х400 м и северо-восточный 2000х450 2300х2000 м. Подходы с северо-запада на юго-восток открыты, с севера на юг стеснены. Связь – телефон, радио. Подъездные пути — шоссе. Дополнительные сведения – грунт дна — ил, замерзание в начале декабря, вскрытие в начале апреля. Работа со льда с 15 января по 15 марта. Водоснабжение из колодцев, жильё – ДНСы и землянки, столовые. Спуски временные».
-
Нынешнее состояние: одном из домов (п.Воевода) ещё теплится жизнь, на мысе Песчаный остались некоторые постройки (эта территория в позднее время использовалась МТУ ТОФ), на берегу возвышаются стены ангара для самолётов, осталась оплывшая полевая инфраструктура.
Панорама бухты Круглая с горы Воевода. Общий вид на дислокацию базы гидроавиации. Видны остатки стен ангара, постройки на мысе Песчаный -
Бывший ангар для гидросамолётов:
3 Комментарии
Leave a comment