Аэродром «Суходол»
Вид со спутника — Бетонка 1, бетонка 2.
Аэродром — бывший гидроаэродром морской авиации КТОФ близ села Суходол в одноимённой бухте Уссурийского залива. История гарнизона в районе бухты Суходол началась в 1934 году с прибытием крейсерской морской эскадрильи на поплавковых самолетах Р-6. В 1937 году, практически на пустом месте было построена база авиации. Осваивался с 1940-х годов, закрыт в 1984 году. Основа базирования 16-го омдрап ВВС ТОФ. Основные задачи, стоявшие перед полком: разведка ВМБ на северо-восточном побережье Кореи; воздушная морская разведка на подступах к ГВМБ ТОФ; сопровождение кораблей флота при переходе морем воль побережья Приморья; спасение экипажей самолётов, вынужденно севших в море, потерпевших бедствие кораблей и т.д. Было также корректировочное звено, которое корректировало артиллерийские стрельбы с кораблей ТОФ и береговой охраны, буксировало конусы для стрельб зенитной артиллерии.
Ещё в 1980-х на берегу можно было наблюдать с десяток остатков самолётов типа Б-12. Теперь их, конечно же, уже нет. Здания входившие в инфраструктуру, а так же бетонная полоса и слипы большей частью разрушены. Кроме двух бетонок и зданий сохранился полуразрушенный контрольно-диспетчерский пункт управления полётами (КДП) и небольшой подземный КП .
Именование авиачасти— 16 морской ближнеразведывательный Краснознамённый Порт-Артурский авиационный полк (289 отдельный противолодочный Краснознамённый Порт-Артурский авиационный полк; 289 отдельный морской дальнеразведывательный Краснознамённый Порт-Артурский авиационный полк; 16 морской ближнеразведывательный авиационный полк)
История части:
С 13 декабря 1940 года на базе 13 омдраэ и 28 омдраэ ВВС ТОФ был сформирован 16 морской ближнеразведывательный авиационный полк с дислокацией в бухте Суходол (Кангауз). В состав полка вошли: управление полка, 1-я МБРАЭ, 2-я МДРАЭ, 3-я МБРАЭ. Две эскадрильи полка были вооружены самолётами МБР-2 (по 10 машин), а третья АЭ получила на вооружение 10 самолётов Че-2. Комплектование полка личным составом и боевой техникой в основном было завершено в течение зимы-весны 1941 года. К 1 мая 1942 года полк имел в своём составе 25 / 22 МБР-2 (в двух ближних раэ), 7/ 7 Че-2 (в драэ), а также PBN-1 «Номад», PBY-6A «Каталина».
29 января 1943 года в составе полка формируется 4-я морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья с дислокацией в бухте Андреева из личного состава и самолётов МБР-2 114 мап АКФ, но уже в мае она была расформирована.
В начале 1944 года в полку была создана группа экипажей для перегонки боевых самолётов. С марта по октябрь 1944 года экипажи этой группы в рамках поставок по ленд-лизу осуществляли перегонку самолетов PBN-1Y «Номад» и PBY-6A «Каталина» из США на Дальний Восток через Аляску и Магадан. Перегонка была проведена без потерь и происшествий.
Приказом НК ВМФ 00257 от 06.12.1944 года был установлен Годовой праздник части — 5 декабря. С 25 октября 1944 года полк был переименован в 16 морской дальнеразведывательный авиационный полк (трёхэскадрильного состава).
С августа по октябрь 1945 года в составе полка была восстановлена 4-я МДРАЭ. К началу войны с Японией в августе 1945 года в составе полка 1-я и 2-я АЭ были вооружены лодками PBN-1«Номад» , а 3-я и 4-я АЭ - амфибиями PBY-6А «Каталина».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами», 16 омдрап был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Приказом Верховного Главнокомандующего ВС СССР 0501 от 15 сентября 1945 года за мужество и героизм, проявленный личным составом в боях с японцами (Хингано-Мукденская операция) и успешное проведение десантной операции по освобождению города Порт-Артура полку было присвоено почётное наименование «Порт-Артурский».
В первое послевоенное время авиатехника была задействована для инспекторских полётов по Дальнему Востоку, для аэросъёмок, перевозок.
25 мая 1948 года 16 мдрап был переименован в 289 отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк. С декабря 1949 года полк всем составом дислоцируется на аэродроме «Суходол». К концу 1954 года он был перевооружён на летающие лодки отечественного производства — самолёты Бе-6.
В 1960 году 289 омдрап был переформирован в 289 отдельный дальний противолодочный авиационный полк на самолётах Бе-6 с дислокацией на аэродроме «Суходол».
С декабря 1968 года началось теоретическое переучивание личного состава полка на самолёт-амфибию Бе-12.
С 01 октября 1971 года полк был передислоцирован с аэродрома «Новонежино» на аэродрома «Николаевка». Оперативным аэродромом полка и для производства полётов с воды остался гидроаэродром «Суходол».
С 01 декабря 1993 года 289 оплап и 77 оплап ВВС ТОФ были переформированы в новый 289 отдельный противолодочный авиационный полк двухэскадрильного состава. На вооружении полка были приняты самолёты Ил-38. Самолеты Бе-12 частично были сданы на хранение, частично - переданы в 317 осап. Дислокация полка осталась прежняя.
01 мая 1998 года 289 оплап и 710 окплвп ВВС ТОФ были переформированы в один 289 оплап.
Фотография из архива Виктора Павловича Калинина (командира 16-го одрап в 1955-1957 гг.) — аэродром «Суходол», середина 1950-х годов:
(В описании использована информация и фото из Интернет-ресурса — Форум выпускников ЕВВАУЛ)
Современное состояние аэродрома:
3 Комментарии
Leave a comment