Пиванский тоннель

Недостроенный и заброшенный железнодорожный тоннель на правом берегу реки Амур, недалеко от Комсомольска-на-Амуре. Располагается севернее посёлка Пивань, в зоне пиванского садового товарищества, проходя под хребтом сопки Пивань. Официального названия у тоннеля нет, поэтому его обычно называют по местности — Пиванским тоннелем (иногда используют ещё альтернатиавное название — "Амурский тоннель"). Один из первых тоннелей Байкало-Амурской магистрали (БАМа). Строился в 1931-1940 годах, длина 800 метров.

Викимапия: западный вход в тоннель (со стороны Амура), портал восточного входа в тоннель.

БАМ начал строиться в 1930-х годах. В 1936 году было закончено сооружение первой железнодорожной магиcтрали ВолочаевкаКомсомольск-на-Амуре. В 1937 году началась прокладка линии КомсомольскСоветская Гавань, в состав которой должен был войти мостовой переход через реку Амур.

Первые изыскания мостового перехода БАМа через реку Амур провели в 1932 году партией института Ленгипротрансмост. Один из трёх предложенных проектов был признан наиболее экономичным и технически простым. Этот проект предполагал сооружение длинного моста (2,5 километра) и тоннеля на правом берегу (800 метров). Мост предполагался в черте города (в районе завода № 199).

Изыскания тоннельного перехода через Пиванскую сопку производила комплексная партия инженера А.П.Кузнецова. Главный геолог — П.М.Кисель, автор проекта — Н.Я.Вайнштейн. Согласно отчету по Нижне-Амурскому ИТЛ, для строительства тоннеля была образована контора тоннельных работ. Строили заключённые.
В 1940 году была начата проходка тоннеля. Строительство тоннеля осуществлялась буровзрывным способом и велось с двух сторон. С восточной стороны проходка разрабатывалась на полное сечение тоннеля, а с западной стороны проходка велась двумя уступами. К 26 октября 1940 года была пробита направляющая штольня длиной 800 метров. 

Стройке помешала война: мост не строился и строительство тоннеля приостановили в конце 1940 года, а в 1941-м вообще свернули. В 1942-м году недостроенный тоннель был законсервирован.

При строительстве железной дороги 1943-45 годов КомсомольскВанино (строительство № 500 ) переправа через Амур обеспечивалась паромами, мосты и тоннели не строились.
Вопрос о строительстве моста через Амур внова встал в 1965 году. Но в связи с изменившимися техническими требованиями мост построили в другом месте (немного южнее) и тоннель оказался не при делах.
 

 

Современное состояние:
Тоннель совершенно брошен и находится в аварийном состоянии. У восточного портала разрастается огромная свалка мусора. В самом тоннеле, метрах в 100 от входа большой обвал; случаются более мелкие обвалы.

 

 

 

Фотографии предоставлены Виктором Касьяном.

Западный вход —

Восточный портал —

Обвал —

Сохранившаяся вагонетка —

 

Leave a comment