Маяк Буссе

Маяк Буссе на мысе Брюса.

Этот маяк имеет несколько названий — Буссе, Бюссе, Брюса, Брюсовский, Славянский.

 

Общие сведения.
Номер маяка - 80/F7434.
Характеристика огня - Бл Кр Зл Изо 12с  (Бл 21М  Кр 15М  Зл 10М)
Белая 10-метровая восьмигранная каменная башня с фонарным сооружением у белого одноэтажного каменного здания. Высота огня над уровнем моря — 66 метров.
Начальник маяка - Александр Васильевич Сухарев.

Расположение.
Маяк располагается в 2 кабельтовых к юго-западу от мыса Брюса (близ посёлка Славянка  Хасанского района). Полуостров, мыс и маяк носят имя Брюса. Название мысу дано в 1855 году офицерами английской эскадры, заходившей во время Крымской войны в этот район в поисках русских кораблей, в честь своего командующего контр-адмирала Брюса. На русских картах XIX века мыс назывался еще Славянским — по имени залива, южным берегом которого он является.    Викимапия

 

История маяка.

Вопрос о необходимости строительства маяка на мысе Брюса был поставлен ещё в 1896 году, но начало строительства откладывалось в течение нескольких лет. Только в 1906 году в интересах судоходства и безопасного плавания признано настоятельно необходимым установить среди прочих навигационных знаков и маяк VI разряда на мысе Брюса при входе в Славянский залив. Главное Гидрографическое управление Морского Министерства России распорядилось начать строительство маяка в 1907 году. План постройки предусматривал сооружение служебных помещений и строений, необходимых для постоянной жизни людей в этом удалённом от других населённых пунктов месте. Кирпичная башня "с керосиновой внизу кладовой и кладовой в помещении лестницы для хранения аппаратных малоценных приборов", жилой деревянный дом "для помещения трёх человек команды маяка", деревянная баня, ледник, цистерна для сбора дождевой воды для хозяйственных нужд, шлюпочный сарай, навес для колокола, будка для часового, платформа для пушки, — таким был план постройки маяка. На его осуществление было выделено 16144 рубля.
 
Строительством маяка, как и строительством маяков Назимова и Гамова, руководили французские специалисты. Оптическое оборудование поставляла та же фирма  "Coттep, Гарле и К".
Маяк на мысе построен в 1911 году. Внешний вид его сохранился до настоящего времени. После постройки маяк около двух лет действовал как дневной. Строительство маяка растянулось на несколько лет. 19 сентября 1913 года смотритель маяка сообщал в рапорте дирекции Маяков и Лоций об установке аппарата для вверенного маяка. Аппарат был установлен младшим техником Чайковским. Авторитетная комиссия в составе восьми человек, назначенная приказом командира Владивостокского порта приняла маяк 1 октября 1913 года, о чём и доложил в штаб командующего Сибирской Флотилией 3 октября 1913 года помощник директора Маяков и Лоций отставной капитан I ранга Рюмин, возглавлявший комиссию: «На отношение за № 505 Дирекция Маяков и Лоций сообщает, что маяк «Брюса» открыт комиссией, назначенной приказом по Порту от 24 сентября с.г. за № 616 первого сего октября, причём определено местоположение: широта 42° 52' 55" . Долгота – 131° 28' 12"».
Цвет огней: белый, красный, зелёный. Туманный сигнал: колокол. Характер огня: затмевающийся 7,5 секунды света; 7,5 секунды затмения. Дальность видимости огня: 18 миль. Высота огня: 29 фута от основания и 24 фута над уровнем моря.
 
Для туманных сигналов во время постройки башни на мысе установили колокол (отлитый в 1890 году) и пушку.
Первым смотрителем маяка был А.Морозов, поселившийся на маяке вместе с семьей, а его жена числилась младшим служителем. Команда, обслуживавшая маяк, насчитывала 8 человек. Жизнь на мысе Брюса была трудной. Отсутствовала дорога, сложно было доставлять провизию. «8 вёрст морем – большое расстояние для весельной шлюпки», — жаловался смотритель маяка Морозов в одном из рапортов дирекции. Позже команде маяка был выделен керосиновый мотор, а затем появилась и дорога.
 
В 1925 году маяк обслуживало несколько семей. По данным переписи населения здесь проживали 13 человек, из них 9 мужчин и 4 женщины. Служители маяка вели собственное хозяйство. Маяк располагался на территории Славянского райсельсовета и жизнь людей на мысе Брюса была тесно связана с жизнью посёлка. В 1938 году на маяке был установлен колокол, снятый в начале 30-х годов с одной из церквей. 
В 1930-х годах на маяке, одном из первых на Дальнем Востоке, установили радиомаяк РМС-2, но его долго не могли ввести в действие из-за отсутствия на маяке радиоприёмника, который позволял бы принимать сигналы точного времени.
 
В советское время маяк неоднократно капитально ремонтировался. В 1984 году он был подключён к высоковольтной линии электросети, что позволило установить на нем современный светооптический аппарат. В настоящее время он светит белым (для опознавания), красным (опасный сектор плавания) и зелёным (безопасный сектор) изофазными огнями, обеспечивая дальность их видимости до 21, 15 и 10 миль соответственно. Маяк оборудован современным радиомаяком и наутофоном.
 
 

Ссылки на видеообзоры по маяку:

1. Репортаж  Вести-Прморье — «Маяк Брюса» 
2. Сюжет  ГТРК "Владивосток" — «Управление светом. Часть 2» 
3. Сюжет  ПримаМедиа ТВ — «Маяк Брюса» 

 

 

Картина Валерия Шиляева «Маяк Брюса» из серии «Маяки Приморья» 

 

Фотогалерея:

 

 


 

Источники:
1. Штурманская книжка.RU

2. Николай Литковец – «Маяки Приморского края»

3. А.Комарицын, В.Корякин, В.Романов – «Маяки России» 

 

 

Вид объекта: 
Leave a comment