Тоннели выходят на свет...

  В народе неистребимо живут легенды о многокилометровых подземных тоннелях. В этом архетипическом сознании они имеют различные длины и диаметры, направления и точки назначения. Самая живучая и долгоиграющая легенда — это сказ про «ход на Русский остров». Загадка этого мифического сооружения не даёт покоя многим умам. В том числе и нашим. Мы давно собирали различные кусочки информации, сопоставляли, складывали, изучали, что получилось, перекладывали заново. И наконец, сложили таки «паззл», правда некоторых элементов нём не хватает. Но это и неудивительно, учитывая естественно присущую атмосферу сверхсекретности. Тоннель на остров Русский найден.

  Где только не приписаны входы в тоннель на Русский:
многие крепостные тоннельные пороховые погреба;
крепостные форты, батареи, казематированные погреба;
порталы подземых сооружений технического, управленческого и защитного характера.

  Территориально:
п-ов Назимова (Артур);
«Эгершельд» (п-ов Шкота) во всём его многообразии — от ДКМ до самой Токаревской Кошки;
остров Русский практически на всей его площади, включая о.Елены (и даже иногда туда приписывают ответвление на о.Попова).

  Недавно на Викимапии некто отметил прохождение этого тоннеля. Само собой, конфигурация тоннеля и точки «входа» совершенно не соответствуют реальности. Подземные объекты Морского госпиталя и убежища крайкома КПСС локальны и отношения к тоннелю не имеют. Плюс совершенно нерационально было бы вести тоннель под Золотым Рогом, гораздо проще заглубиться на материке чуть пониже городской инфраструктуры.


 

 

I. Строительство тоннеля.

  Обычно, говоря про вероятную хронологию строительства, имеют в виду годы основного строительства инфраструктуры Тихоокеанского флота во Владивостоке, то есть в первую очередь 1930–40-е годы. В действительности это глобальное сооружение было сделано уже после ВОВ. Предвоенные годы и так были непомерно перегружены различного рода оборонительным строительством: военно-морские базы, множество аэродромов, береговые батареи и противодесантная оборона, распылённые на всём протяжении госграницы укрепрайоны и т.д. и т.п. Соответственно, всё требовалось срочно, всё требовало денег и ресурсов — технических и рабочих. Да и технологии строительства подобных объектов ещё только разрабатывались. Метрострой хотя развивался с 1930-х годов, но тут-то дело посложнее, чем просто тоннель метрополитена.
  Пробной ласточкой был подводный железнодорожный тоннель под Амуром, построенный в 1937–41 годах. Здесь была острая необходимость сдублировать уязвимый мост через реку Амур в связи с высокой стратегической важностью линии Транссиба. Строились ещё под Днепром железнодорожные тоннели, но те так и не были завершены.
  Вторая Мировая война завершилась, но с Японией наша страна формально оставалась в состоянии войны (Московская декларация была подписана лишь в 1956 году), плюс образование в 1949 году блока НАТО, разгар «холодной войны». Владивосток, как порт и как Главная военно-морская база КТОФ, требовал особого внимания.
  Остров Русский в то время был просто «нашпигован» различными воинскими частями, учебками, морскими стоянками ТОФа. Вот эти то части и должно было снабжать вооружением, боеприпасами и прочим довольствием. Те же торпеды, загрузив в спецсоставы на Минно-торпедном арсенале (Строительство № 2/300), посредством железной дороги оперативно перебрасывались до мыса Голдобина и далее уже на грузовых машинах переправлялись в места базирования торпедных катеров, кораблей ОВРа, подлодок и пр. Конечно, далеко не весь траффик грузов шёл через тоннель, оставалась и весомая доля морских перевозок — отчасти и из условия сохранения в секрете существования объекта. Именно сверхсекретность и обеспечила этого сооружению такую «неуловимость»: до сих пор нет в доступе документов по его строительству, а все упоминания о нём — из разряда «кто-то кому-то рассказывал на кухне за рюмкой чая»... Для того, чтобы сохранить в тайне такую глобальную стройку был разработан ряд специальных мер по маскировке строительства: к работам привлекались лишь специализированные части; все посвящённые ходили под подпиской о неразглашении; работы, разбитые по двум главным участкам, шифровались под какие-то другие, гораздо менее значимые строительные работы. Ну а венцом этих профилактических мер стала величайшая афера — для отвлечения внимания от строительства этого тоннеля в 1950 году было начато строительство другого, сравнимого с ним по масштабам — Сахалинского (Строительство № 506/507). Проектировщики везде были не дураки и прекрасно понимали, что строительство Сахалинского тоннеля практически невозможно, во всяком случае в том варианте, который был представлен.

  Да, под маркой Строительства № 506 и № 507 была построена железнодорожная ветка в Хабаровском крае (от станции Селихино до станции Чёрный мыс), проложены новые дороги, был развит посёлок Лазарев и некоторые другие работы. Непосредственно же по тоннелю лишь велась имитация работ — отсыпка дамб, насыпка искуственного островка и вырыта техническая шахта. Реальная проходка же и не начиналась. С архивными данными по Сахалинскому тоннелю хотя тоже сложно, но всё-таки они частично существуют. После смерти И.В.Сталина в 1953 году строительство было закрыто — основные задачи были выполнены. Как и основные работы по проходке Владивостокского тоннеля на остров Русский. Именно сюда поступили два проходческих щита, по документам предполагавшихся к поставке на сахалинское строительство.

 

 

II. Так откуда тоннель начинается/где заканчивается, как пролегает?

1. Мыс Голдобина — восточный входной мыс бухте Золотой Рог. Назван в 1861 году членом экипажа фрегата «Светлана» прапорщиком КФШ  И.Голдобиным, проводившим в это время гидрографические исследования в заливе Петра Великого. В 187–1877 годах на мысе были установлены артиллерийские батареи, вступили в строй в 1900 году. В крепостном обводе проекта 1910 года эти батареи уже были неактуальны. На основании одной из этих батарей в 1932 году была посажена 120-мм батарея противокатерной обороны рейда. Позднее на мысе была обустроена нефтебаза ТОФ (ныне топливная станция УРАВ ТОФ — в/ч 63948). Здесь же в 1970-х располагался один из постов наблюдения и связи 656-го пункта рейдовой службы, позднее один из центров СУДС. Застройка района жилыми зданиями началась по сути уже в 1960-х годах, до этого здесь были лишь причальные зоны, предприятия и территории ТОФ.
  С воды плохо видно за ограждениями и часто стоящими составами, но со стороны пирсов бункеровочной базы ТОФ в склоне расположено несколько бетонных порталов. Вдоль линии этих порталов вплотную к ним подходит железнодорожная ветка. Сейчас она, конечно, используется только для подвоза топлива для заправки подземных резервуаров базы, расположенных выше порталов по склону и наземных цистерн.
Викимапия.

2. Остров Русский.
С расположением начала тоннеля на мысе Голдобина всё ясно — близко к острову, расположен на перманентно закрытой территории и имеет непосредственный доступ железнодорожной поставки практически любых грузов. На Русском же место выхода выбиралось не из соображений близкого расположения к побережью, а из условий максимального закрытия и при этом ширины транспортного раскрытия к конечным «потребителям». Выход решили посадить в самом сердце острова — в долине реки Воеводиха. Место полностью закрытое с любой стороны — сопки вокруг надёжно скрывали тайну и от чужих и даже от своих. Это сейчас центр острова кажется неосвоенным уголком острова. Но если присмотреться внимательнее к спутниковым снимкам, то за лесными массивами, за речной поймой и оврагами можно разглядеть явные следы цивилизации — остатки строений, планировочные площадки, намёки на старые дороги. Что-то осталось ещё с дореволюционного времени, что-то — явное наследие советского периода.

  Основные дороги вокруг острова существовали ещё с дореволюционных времён, включая переезды от Рынды и Воеводы в сторону Экипажного, обходя сопку Трёхгорбую. В долине реки Воеводихи располагались казармы 33-го Восточно-Сибирского полка. Какие-то дороги были дополнены, какие построены позднее. От выходов построенного тоннеля протянулись к существующим дорогам новые «тропы»...

 

 

III. Особенности постройки и характеристики тоннеля.

  Как уже было сказано, проходка велась посредством проходческих щитов (с обоих сторон), в строжайшей секретности поставленных во Владивосток. Несмотря на то, что грунт практически на всём протяжении скальный, в некоторых местах пришлось делать проходку с заморозкой. Облицовка велась железобетонными тюбингами (поставлявшимися опять же железнодорожным путём с запада) и делалась плотная гидроизоляция посредством битума. Относительная длина тоннеля (без учёта понижений и вспомогательных участков) чуть более 9 километров. Диаметр тоннеля 5,6 метра. Глубина заложения до 40 метров (в самом глубоком месте пролива Босфор-Восточный в месте прохождения тоннеля глубина около 28–30 метров; в заливе Новик глубины не превышают отметку 15 метров).

  Хотя тоннель и был пройдён на всю длину и обеспечен должной работой систем вентиляции и водоолива, 100%-но он так и не был завершён. Однако свою функцию — транспортно-грузовое соединение материка и острова он выполнял.

  Если на острове выход на поверхность был более пологим, то на мысе Голдобина пришлось несколько извернуться. От порталов штольня тоннеля делала относительно резкую понижающую петлю и потом уходила под дно пролива. Помимо транспортных порталов есть ещё дополнительные — обособленные подземные технические сооружения, коммуникативно связанные с тоннелем — небольшая аварийная ДЭС (основное питание предполагалось получать напрямую от города) и вентиляционная станция. Чуть ниже при тоннеле располагались технические помещения и небольшие оперативно-складские помещения, насосная станция (обеспечивавшая водоотлив). Водоотлив сразу сбрасывался в море ниже уреза воды.По длине тоннеля проходили дренажные каналы, под сводом — система освещения и металлические трубы воздуховодов вентиляции. В силу длины тоннеля был предусмотрен дополнительный промежуточный пост водоотлива в центральной части тоннеля. В свою очередь, со стороны острова так же при входных порталах (коих было два) была сооружена под землёй вентиляционная станция. Особенностью вентиляции на островной части было то, что не существовало единого вентиляционного киоска, а воздухозабор (в силу маскировки и повышения живучести) был набран несколькими малыми трубными коммуникациями и «распылён» на широком промежутке. Их остатки и сейчас можно встретить в центре Русского — когда посреди леса просто из грунта торчит невысокая труба среднего диаметра уходящая в «никуда» (ранее на них ещё были защитные «грибки»)

  Итоговое пролегание тоннеля выглядит так —

  Впоследствии какие-то работы по достройке производились, даже пытались расширять притоннельную инфрастуктуру. Но, как водится, второстепенные детали часто теряют значимость и не доводятся до проектного состояния. Поэтому совсем рядом с обустроенными техпомещениями за проходом легко можно обнаружить суровые своды с бетонным омоноличиванием, а то и сырой голый скальник. 

  Захирело всё это дело ещё до перестройки. Тоннель перестал быть актуальным и более не использовался. А уж после перестройки и вовсе стало невыгодно содержать тоннель, тем более что «китайская» угроза вроде как миновала. Оборудование устарело, а на обновление статьи финансирования не предусматривалось. Естественным образом при недостаточном водоотливе тоннель большей своей частью был затоплен просачивавшимися водами. В начале 1990-х со стороны острова тоннель был жёстко законсервирован. Электропитание естественно уже не поступало, а вода (здесь хотя и было повышение сверх уровня моря, но грунтовые воды речной долины тут неплохо поработали) добавила свою лепту в общее дело развала. Входы порталов были забутованы, а сами порталы засыпаны грунтом. Непосредственные подъездные пути были «рекультивированы» и быстро заросли растительностью. Материальная часть частично была выпилена, остальное просто сгнило. Ещё одна закрытая страница советской военной истории...

 

Кое-какие фотографии интерьеров сооружения с материковой стороны.

 

Интерьеры вспомогательных помещений:

Элементы вентиляционной системы:

Водоотливная система:

Трубно-кабельные коммуникации:

Недостроенные участки:

Натёки

Наскальная живопись

Ну и страшные «мутанты» — смесь паука и кузнечика. На деле же — обычный пещерный сверчок — стандартный обитатель сырой подземки

 


P.S. К сожалению, времени на съёмку было очень мало. Всё делалось практически на бегу, так что качество снимков страдает. Но уж что есть...
 

 

P.P.S.  В действительности все события,процессы и персонажи - вымышлены, фотографии являются продуктом фотошопа, а тоннели не существуют.

 

P.P.P.S.  Товарищ майор, простите, мы нечаянно...   ):

 

39 Комментарии
  1. Аватар пользователя hr7l9
    Апр 01, 2013

    Так и знал, что он есть!

  1. Аватар пользователя ЧукчинаДоча
    Апр 01, 2013

    Уряяяя, летом поедем на автобусе землянику лопать :)

  1. Аватар пользователя димон
    Апр 01, 2013

    народ сегодня же первое апреля!!!!!!!!

  1. Аватар пользователя HOMA
    Апр 01, 2013

    С первым апреля...

  1. Аватар пользователя Димитриус
    Апр 01, 2013

    А почему в отчёте мои фотографии использованы без указания авторства?

  1. Аватар пользователя ПРППр
    Апр 01, 2013

    С1 м апреля """""""" сейчас можно встретить в центре Русского — когда посреди леса просто из грунта торчит невысокая труба среднего диаметра уходящая в «никуда» (ранее на них ещё были защитные «грибки»)""""" Обычные скважины для воды. А на третьем фото вроде как и сама буровая труба, видимо не добурили или застряла.

  1. Аватар пользователя hajoff
    Апр 01, 2013

    неа, трубы - это не скважены для воды. под антенны


  1. Аватар пользователя Владимр
    Апр 01, 2013

    Здравствуйте.Читал, смотрел фото,вначале думал шутка, розыгрыш о существовании тоннеля,молодцы откопали правду .Честно сомнения еще есть.Фото начала тоннеля на Русском у вас нет.Судя по карте северное подножье сопки главная.Добавлять информацию фото думаете ? Ну ребята спасибо порадовали до сих пор не верится,хотя слухи давно ходят.P.S.Очень жаль что такой объект загубили !!!

  1. Аватар пользователя RamsesIV
    Апр 01, 2013

    Безусловно жаль, что загубили такой объект... Я даже немного дополню - на вершине г. Главная до 2008 года находились две 3-метровые трубы, торчащие из вершины и уходящие вглубь горы. Это было не что иное, как внешняя часть системы резервного вентилирования тоннеля естественным путём. Трубы уходили вглубь сопки на глубину более 80 метров (опускали в одну из них измерительный линь с грузиком - кстати, его конец после вытравливания из трубы был в воде и мазуте) и, в случае отказа основной ФВУ тоннеля из-за разницы давлений и температур на вершине горы и в глубине тоннеля, затхлый и тёплый влажный воздух вытягивался из сооружения естественным путём по этим трубам, хоть конечно же и менее эффективно в сравнении со штатной ФВУ объекта. Огороженная режимная позиция мобильного комплекса ПКР или ЗРК на данной вершине долгие годы была хорошим прикрытием для этих двух выходов воздуховодов. В 2009 году мы вновь ходили туда, но этих труб уже не было, бетонные откосы полностью демонтированы и уничтожены, а место их установки было тщательно засажено дёрном. Было ли это работой металлистов или вент. выходы были демонтированы специально в целях конспирации объекта - так и осталось загадкой. Тогда же, в 2009-м мы обследовали южный склон и вершину, но обнаружили только известные всем руины штаба и больше ничего. Как здорово, что завесу тайны наконец-то кто-то приоткрыл..

  1. Аватар пользователя ilya
    Апр 01, 2013

    каждый день так передвигаюсь

  1. Аватар пользователя Владимир
    Апр 01, 2013

    Какая классная сказка. Молодцы! с 1-м апреля!

  1. Аватар пользователя deka
    Апр 01, 2013

    ну зачем же вы так шутите жестоко??? я уже собрался покорятт этот тоннель!

  1. Аватар пользователя osoka
    Апр 01, 2013

    если это первоапрельская шутка, то ни разу не смешная, увы.

  1. Аватар пользователя Stallion
    Апр 01, 2013

    Хорошая статья! Надо ещё про тоннель на о. Попова отчет выложить.

  1. Аватар пользователя den
    Апр 01, 2013

    чё курили ?

  1. Аватар пользователя Bulat
    Апр 02, 2013

    Да мы ж не курим. А тоннели, вестимо, на грибах растут ;)

  1. Аватар пользователя Ja_Division
    Апр 02, 2013

    интересно почему в коммунити пост стерли ..?

  1. Аватар пользователя Mad Doc
    Апр 05, 2013

    Я знаю, они зовидуют!!!!

  1. Аватар пользователя Юрген
    Апр 02, 2013

    Это обсадные трубы от буровой установки, сгоняйте на эгершельд к буровикам, они и сейчас такими пользуются :)

  1. Аватар пользователя Тайга
    Апр 02, 2013

    Дурачье, кто повелись на то, что КФСС наши тоннель! Пол диггерского сообщества ходит по этому тоннелю каждые выходные. Нифига это не новость!

  1. Аватар пользователя Артур Романенко
    Апр 03, 2013

    Отлично! Сейчас мы его закроем, и будем водить туда людей за деньги! Спасибо ребят за новый объект для нас!

  1. Аватар пользователя Юрий
    Апр 05, 2013

    Нормальная первоапрельская шутка, не более того... :)

  1. Аватар пользователя Гость
    Апр 06, 2013

    лажа какая-то... Не никакого хода на Русский)

  1. Аватар пользователя den
    Апр 07, 2013

    есть ход, начинается он на улиссе и замаскирован был под погреб петропавловской батареи использовался он до 1986 года и ведёт в бухту парисс, тогда на месте батареи находился пост наблюдения 44-ой бригады ОВРа и бойцы по нему в бригаду бегали. Сейчас ход затоплен.с батареи ведёт вертикальный ствол вниз с бетонной лестницей,там сам тоннель. Начинается тоннель ( точнее два тоннеля ) от бывшей бригады ракетных катеров сейчас там стоянка катеров и нефтебаза. Два тоннеля V-образно встречаются прям под петропавловской пушечной,левый тоннель был технологический правый ходовой. Строился в 1933 году вместе с ЗКП что на другой стороне бухты

  1. Аватар пользователя Дед рассказывал
    Апр 09, 2013

    Может это конечно и бред жуткий и т.д.и то что вы писали первоапрельская шутка,и может я и не первый, но я пишу то что слышал от деда. Дед мой годах в 70х работал водителем самосвала, возил грунт на русском и рассказывал следующую историю: Он стоял в районе кирпичного завода на подножье, курил, разговаривал с офицером и заметил как батюшки заходят в заброшенное укрепление(не знаю как правильно называется)на вопрос стоявшему рядом офицеру -Куда они полезли?, Тот ответил что они идут в район церковной пади, им через тоннели проще дойти и быстрее. В ответ на недоумение деда, офицер ответил что это еще ерунда, это только одна из веток тоннеля, есть другая ветвь ведущая во владивосток, выход из которого находится в здании ГУМА .(большой малый не уточнал) так же точно помню, дед упоминал про лифт, якобы люк должен быть там, где лифт в гуме (или любое другое подъемное устройство, люк на уровне подвала- первого этажа) но помоему не в одном из гумов лифтов не было? Что скажете по этому поводу?

  1. Аватар пользователя Bulat
    Апр 09, 2013

    По порядку. Рядом с кирпичным заводом нет укреплений (до любого из ближайших полукапониров порядка километра пути). Да и с какого такого перепугу батюшкам запросто шастать по секретным тоннелям - это уж тогда должны быть заброшенные подземные системы уровня общеизвестных штольневых "катакомб". А Церковная - это не так уж и далеко, да и путь относительно прямой, незачем там ещё сокращать и упрощать путь. Ну и туда же уходит несостоятельность выхода тоннеля в ГУМ - не военное совсем ведомство, а для торгсети слишком жирно освоить такие работы для своих (совсем уж в таком случае безумных) нужд. Про лифт в ГУМе не припоминаю, а вот подземный ход короткий там есть, соединяет пару зданий, проходя под Светланской. В общем, товарищ офицер пошутил :)

  1. Аватар пользователя АРТЕМ
    Апр 10, 2013

    ГДЕ ЭТОТ ТУНЕЛЬ НАХОДИТСЯ?

  1. Аватар пользователя Bulat
    Апр 11, 2013

    Тоннель находится в сознании каждого истинно верующего в него ;)

  1. Аватар пользователя Макс
    Ноя 28, 2013

    Всё это ху**я!!! на Голдобине все входы не шире 2 метров, следов рельс нет. Там хранилище нефтепродуктов, абсолютно тупиковые штольни с резервуарами, никаких спусков вниз, а грузовик там не пройдет в принципе, все повороты 90 градусов. Так что это очередная утка. А жаль!

  1. Аватар пользователя fff
    Ноя 28, 2013

    ДА этаж новость вроде к 1-ому сентября была)

  1. Аватар пользователя Bulat
    Ноя 28, 2013

    Вообще-то к 1-му апреля :) Дата же стоит при посте.

  1. Аватар пользователя fff
    Ноя 29, 2013

    Ну да) я то и имел ввиду)

  1. Аватар пользователя K()T
    Июн 23, 2015

    Очередная история от деда)) Обойдемся без дат и без особых исторических подробностей, ибо я уже сам не помню толком этих историй)) Но вот кое что из того что я помню. Мой дед в давние годы работал водителем во Владике в группе утилизаторов снарядов (выполняли перевозку снарядов с различных объектов города на территорию бывшего арсенала (ныне район Снеговая падь), а так же свозом старых снарядов на территорию полигона для уничтожения) и побывал на многих военных объектах города. Так вот он рассказывал что есть тоннель с варяга на 14й киллометр. Про то что как то ездили на объект где была подземная пво в скале сделанная по принципу СОТ и небольшой подземный комплекс обеспечения данного объекта (когда он там был шел демонтаж самих орудий, вывоз снарядов, оборудования и опечатывание входов). Про то что раньше когда вторая речка еще только начинала застраиваться ЖК там была батарея крупноколиберных зенитных орудий (о чем речь я хз) и когда ее демонтировали то дали последний залп и ближних бараков арсенала повыносило окна. Про МТА (всем известный факт). Про на тот момент супер секретные и инновационное РЛ буи завода Изумруд. Ну и конечно же про самое ГЛАВНОЕ - тоннель на о.Русский. Собственно все что он про тоннель сказал было - п**дежь и байки (почти дословно передал (дед любил поматериться=))

  1. Аватар пользователя K()T
    Июн 23, 2015

    Собственно с той поры слышал кучу рассказов про этот тоннель но ни когда не сомневался что это лишь пи..байки) Ибо такое строительство слишком дорогая и не оправданная затея, к тому же содержание такого тоннеля обошлось бы тоже недешево а кпд было бы минимальным. Хотя проекты тоннеля были позже (наряду и с проектами моста) но уже не в военных целях а в гражданских.

  1. Аватар пользователя SAM
    Июл 05, 2016

    Абсолютно согласен с автором последнего поста про КПД. Сам отработал долго на руднике им. Матросова.А это суммарно почти 1000 км. Там хоть золото.А тут даже стратегической состовляющей нет

  1. Аватар пользователя Виталий
    мая 08, 2017

    Тоннель есть, мне товарищь с халулая говорил

  1. Аватар пользователя Натаха
    Сен 16, 2021

    А тоннель то на Русский существовал. Сама лично с мальчиками туда лазила, там было очень много ящиков с боеприпасами. Последний раз я там была в августе 1985года. А в раннем детстве в старом ГУМе лифт был с коваными решетками.

Leave a comment