Николаевская арка.   Арка Цесаревича.   Триумфальная арка.   Николаевские ворота.   Адмиралтейские ворота.

 

Расположение — на улице Петра Великого, в районе Адмиральского сквера, рядом с выставочным центром музея имени В.К.Арсеньева и Кукольным театром.       Викимапия

 

В 1891 году Владивосток в рамках своего «восточного путешествия» посетил Цесаревич Николай Александрович Романов, будущий император Николай II. Событие для Владивостока и всего региона было довольно значимым и готовились к этому приезду заранее. Владивосток первым из российский городов встречал наследника престола после его пребывания в странах азиатско-тихоокеанского региона. 

 

Из постановления Думы № 1/128 от 12 января 1891 года: «Для увековечивания памяти посещения Владивостока Его Императорским Высочеством наследником Цесаревичем построить на перекрёстке Светланской и Прудовой улиц из камня и кирпича Триумфальные ворота, с постановкой в оных образа Святителя Николая Чудотворца с неугасимою лампадою и ходатайствовать в установленном порядке о наименовании этих ворот Николаевскими... Из городских сумм назначить 5 тысяч рублей и обратить на это же пожертвованный купечеством для сего капитал около 4 тысячи рублей. Само сооружение поручить городскому архитектору капитану Н.Коновалову...»

Руководителем строительства был Суворов. 31 января проект Коновалова был представлен к обсуждению на собрании именитых граждан города. Также в разработке проекта Николаевской арки принимал участие военный инженер штабс-капитан И.И.Зеенштранд. Думой был учрежден комитет, ответственный за строительство, в составе Иванова, Бабинцева, Шевелёва и Семёнова. Финансирование строительства арки было смешанным: 5 тысяч рублей должна была внести городская казна, и ещё 4 тысячи — местное купечество. Но выделенных денег явно не хватило, и поэтому в дальнейшем возник перерасход. 

Свидетельство из архивов:
«По акту Строительнага Комитета по сооруженiю Николаевскихъ трiумфальныхъ воротъ объ утвержденiи расходовъ по устроиству ихъ.
На разсмотрънiе Думы въ подлинникъ представляется актъ Комитета отъ 4 Декабря с.г. вмъстъ со свъдънiями о расходъ по сооруженiю воротъ. При этомъ Управа считаетъ долгомъ пояснитъ, что такой крупный перерасход /6070 р. 95 к./ противъ предположенiя /22000/ произошелъ главнымъ образомъ отъ производства значительной части работъ ночью, при двойной смънъ рабочихъ, равнымъ образомъ и отъ того, что ворота, будучи окончены въ чернъ къ 11 Мая, послъ сего многое вновь передълывалось на чисто - напр.: крыша, окраска, отштукатурка, постановка вновь полученного орла /герба/, икона и проч. Кромъ сего, изъ общей суммы расхода не исключены: уже полученныя Управою 500 руб. за плахи, тесъ и проч. оставшiеся отъ лъсовъ, а равно и ожидающiеся къ поступленiю приблизительно около 200 р. за остающуюся известь около 800 пуд. кирпичь и обръзки отъ лъснаго матерiала.
Постановлено: перерасходъ 6070 р. 95 к. утвердить и принять на счетъ города. Нарядчика же Суворова, бывшаго постоянно при сооруженiи трiумфальной арки, представить къ наградъ, если-же послъдняя не выйдетъ, награжденiе выдать самой Думой. А строителя и Комитетъ, бывшихъ при сооруженiи тъхъ-же воротъ, благодарить за хорошее и быстрое ихъ сооруженiе, китайскому-же подрячику Шу-Це-Ленг выдать похвальный листъ».

 

Построили арку недалеко от пересечения улицы Светланской с улицей Прудовая (ул. Петра Великого), напротив Адмиральской пристани. Сооружение представляло собой четырёхстороннюю арочную постройку, увенчанную кокошниками, шатром и гербом Российской империи. Арка была богато украшена декоративными элементами (гербы, вензеля, изразцы...). 

Описание арки из «Сибирского путеводителя»

«Несмотря на то, что ворота выдержаны в строгом византийско-русском стиле и построены из камня и кирпича, они прежде всего поражают своей лёгкостью и воздушностью. Видимо, рука строителя искусно распорядилась такой массой мёртвого материала и сумела придать ему ту красоту и пропорциональность, под которыми невольно теряется массивность и выглядывают изящество, стройность. Сами по себе ворота представляют четыре отдельных каменных основания, на которых покоятся серовато-желтые стены, напоминающие своими гранями стены Грановитой палаты, а над ними уже высится светло-голубая, шахматная с синими гребнями крыша, представляющая собой высокую осьмигранную пирамиду, на вершине которой водружён русский двуглавый золочёный орел. В большой полуарке, обращённой к рейду, помещен образ Св.Николая-Чудотворца Мирликийского; над образом выведены белой, с красным оттененьем, вязью первые слова из тропаря тому же угоднику: "Правило веры и образ кратости воздержание учителю", а внизу, т.е. под образом, красными значками дата - "11 мая 1891" - день прибытия его во Владивосток. В остальных трёх полуарках помещаются гербы и различные даты: так, в правой — вылеплен герб Приморской области и дата: "2 ноября 1860 г." — время основания Владивостокского поста; в левой — герб крепости и дата: "30 августа 1889 г." — день, когда город был переименован в крепость, и, наконец, в задней полуарке, обращённой к городу, — герб Владивостока и дата: "28 апреля 1880 года" — день объявления поста городом. За исключением крыши, триумфальные ворота окрашены в бледный серовато-жёлтый цвет и богато украшены древнерусскими цветными орнаментами, где резкие и противоположные колера, начиная от ярко-красного до тёмно-синего и от травяно-зелёного до оранжевого и голубого включительно, гармонично подобраны друг к другу и нисколько не режут глаз, а напротив, производят на зрителя самое мягкое и ласкающее впечатление.»

 

Простояла арка более 30 лет. Во время Гражданской войны арка и территория близ неё пришли в упадок. После революции и установления на Дальнем Востоке советской власти, этот памятник «самодержавию» оказался неактуален и в 1927 году арку решено было разобрать, как не имеющую исторической ценности и мешающую проезду транспорта по улице 1-го Мая.

В конце июля 1929 года Народный комиссариат по просвещению (г. Москва) направил распоряжение во Владивостокский музей:

«По вопросу о сдаче изделий из цветных металлов Главнаука указывает, что нет необходимости сохранять отдельные части разобранных памятников. Поэтому является вполне допустимым ликвидировать орла с памятника Невельскому и доски с надписями второстепенного значения, то же и части Триумфальных ворот. Портретные же части памятников могут быть сохранены…».

Отдельные части арки (бронзовый орёл, цинковая икона, бронзовая рама) вначале были сданы на хранение. После, как «не имеющие музейного значения», сданы на лом цветного металла акционерному обществу «Рудметаллторг» и по акту от 14 декабря 1929 года уничтожены. И в конце 1929 – начале 1930-го арка была окончательно разобрана. Позже на спуске улице 1-го мая был оборудован ряд фонтанов. 

 

Наши дни. Улица Прудовая успела претерпеть ряд переименований: ул.Петра Великого (1907) — ул.1-го Мая — ул.Петра Великого (1992). Адмиральский сад стал сквером Дома офицеров флота, а Адмиральская пристань — 36-м причалом. И вот, в попытке восстановления исторической памяти, в начале 2000-х возник проект восстановления Николаевской арки. Дело в том, что это сооружение — не просто монумент в честь разового события и не просто очередного визита во Владивосток одного из членов царствовавшей династии Романовых. Это символ. Николаевские ворота — это морские ворота Владивостока, так как в то время Адмиральская пристань была главным причалом, встречавшим не только лишь юного наследника престола. И прибытие Цесаревича Николая (заложившего Транссиб, ж/д-вокзал, сухой док)  свидетельствовало о внимании правительства Российской империи к нашему региону,  о новой эпохе развития: свой судоремонт, ускорение и усиление коммуникации, увеличение грузо- и пассажиропотоков в Уссурийский край. 

 

Летом 2001 года, на этапе проработки идеи, Русская Православная Церковь в лице епископа Владивостокского и Приморского Вениамина дала благословение на восстановление Николаевской Арки. А 20 марта 2002 года состоялась торжественная церемония закладки фундамента Триумфальной арки с освящением места строительства.
К восстановлению памятника были привлечены лучшие творческие силы архитекторов, инженеров, скульпторов, художников, строителей Приморского края. Больше года ушло на строительство. Проект триумфальной арки разрабатывали, основываясь на архивной информации. Историки и архитекторы создавали проект по архивным чертежам, отдельным фотографиям, по масштабу людей, объединённых вокруг памятника, и арка была восстановлена практически в первозданном виде.
 
16 мая 2003 года состоялось ее торжественное открытие. Это был год 135-летия со дня рождения Николаевкой арки и 85-летия смерти последнего российского императора. Арка построена на пересечении оси, проходящей по аллее фонтанов и ведущей к 36-му причалу, и оси, проходящей между зданиями кукольного театра и филиала музея им В.К.Арсеньева. Прежняя арка стояла несколько ниже. Но чтобы построить новую арку на прежнем месте, пришлось бы многое снести. Поэтому подыскали другую площадку, и проект стал не восстановлением, а воссозданием исторического памятника. Стоимость проекта составила 11,4 миллиона рублей. Деньги на строительство, как и ранее, собирали всем миром. Само строительство было осуществлено строительными компаниями "Подземстрой-6" и "Дальстройбизнес-2" под патронажем "Примстройинвеста". Идея вернуть городу памятник принадлежит предпринимателю Александру Васильевичу Ермолаеву.
 
Авторы проекта воссоздания: В.К.Моор, В.А.Обертас, А.Г.Гаврилов, инженеры А.А.Стоценко, С.И.Доценко. Элементы декора памятника от художников: А.П.Онуфриенко, О.Г.Калюжная, А.Г.Калюжный. 
Скульпторы: Е.К.Самбурский, Н.М.Шайморданова, Н.П.Монтач.
Продвижению проекта способствовали студенты ЦКПВ и краеведы. 
Среди горожан, которые внесли особый вклад в возрождение памятника: Ю.М.Копылов, А.Г.Косолапов, И.В.Иванов, Н.Ф. Нескоромнюк, В.И.Патраков, М.Ф.Робканов, Б.Н.Мишин, В.Л.Каспин, Н.П.Пысь, М.И.Баринова, М.Ф.Третьякова, И.В.Ткаченко,А.В.Гроссман.
 
Архитектор Валерий Мор: «Чуть-чуть что-то поменялось, но эти изменения не носят принципиального характера. По крайней мере, образ арки, здесь важна, как говорят архитекторы, правда образа, и мы старались её соблюсти».
Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин:«Она имеет значение не только потому, что мы точно воспроизвели прежнюю арку, она имеет значение не только своим искусством, своей архитектурой, но она символична, она духовна, она имеет духовное значение».

 

Слова руководителя проекта восстановления арки Виктора Александровича Обертаса:
«Сегодняшняя Арка немного отличается от прошлой, так как задача любой реставрации это максимально сохранить подлинность, или по крайней мере максимально приблизиться к подлинности...
Людям, которые работали над этим проектом, пришлось проделать большой объём работы.
Нужно было найти документы, касающиеся истории создания Триумфальной Арки— кто был автором этого проекта, из каких материалов она была сделана, почему она стоит в этом месте, какое у неё было цветовое решение. Потому что даже у историков было разное мнение. Например, есть описание, что на одной стороне, обращённой к морю, была вставлена икона Николая Мерликийского (святого Николая), практически покровителя Владивостока, и небесного покровителя Цесаревича Николая Александровича.
А на других сторонах были гербы, но все фото, которые удалось собрать, были только с двух сторон, со стороны моря и со стороны улицы Светланской, а изображений боковых сторон не было. По описаниям на одной из боковых сторон был герб Приморской области, а с другой стороны был герб Владивостокской крепости.
Увенчивает Арку двуглавый орел. Но невозможно было выяснить на фотографиях — орел просто покрыт перьями, либо там находятся клейма, как на государственном гербе. Пришлось всё это прорисовывать, нужно было находить гербы земель, которые в качестве клейм входили в общую картину. Двуглавый орёл, распростёртые крылья, в центре герб Москвы, а вокруг ещё 8 клейм, с гербами земель, из которых постепенно сложилось российское государство. Сделал этого орла скульптор Самбурский.
Инициатор создания Арки — Ермолаев Александр Васильевич — подключил студентов, которые помогали собирать архивные данные. Очень помог Виталий Сергеевич Гришечкин (бывший военный гидрограф), он много лет собирал материалы по различным сооружениям. Он дал выписки из газет того времени. Помог исторический архив Дальнего Востока, где директором является Александр Торопов.
Проектную часть возглавлял Моор Валерий Климентьевич. Сейчас Арка стоит выше, чем она была, но это сделано с точки зрения новой градостроительной ситуации.
Этот проект получил диплом на зональном архитектурном фестивале в Хабаровске, почётную грамоту губернатора на выставке "Архитектура и дизайн" во Владивостоке. За научную разработку была получена премия имени Арсеньева, недавно получили серебрянный диплом с международного смотра архитектуры 2002 года. То есть проект был оценён специалистами...
Арка — это памятник. Если говорить о русскости, то именно во время Александра III стали строиться здания в русском стиле. По своему значению Триумфальная Арка станет частью нового культурного центра, одним из символов города. Это исторический символ, символ связи времён».

 

* Более подробно о символике Николаевской арки можно почитать в статье В.В.Постникова «Николаевские ворота Владивостока (символика и идеология)» на сайте научного журнала «Россия и АТР» (статья в pdf-формате).

 

Сейчас восстановленная арка является одним из самых популярных памятников Владивостока, одной из его "визитных карточек". Эта достопримечательность — излюбленный объект туристов, фотографов, одна из стандартных точек свадебных маршрутов и краеведческих экскурсий. 

 

Галерея дореволюционных фотографий и открыток с видами Триумфальной арки.

Фотография середины 1890-х годов. Вокруг арки стоят строительные леса. По всей видимости, доделка или ремонт (Фотография из фотоиздания «Владивосток  старый и новый»)

Вид на Николаевскую арку сверху —

Виды на арку  и Адмиральскую пристань со стороны бухты Золотой Рог:

И ещё один вид со стороны бухты. На переднем плане крейсер "Аскольд" —

Николаевская арка и Адмиральская пристань:

Снимки из "Нивы" – на фоне Николаевской арки  крейсер "Алмаз" и крейсер "Светлана" —

Фотографии арки авторства Элеоноры Лорд Прей:

Войска готовятся к смотру в районе Триумфальной арки (1901 год) —

Фотографии Николаевской арки в сторону улицы Светланской вдоль улицы Прудовая (Петра Великого):

Виды с уже построенным штабом Сибирской флотилии на заднем плане (т.е. после 1912 года):

 

Галерея современных фотографий реконструированной арки.

Информационные доски у арки —

Вид на арку с Золотого моста (с восточного фасада) —

Детальнее:

 

 

Виды с южного фасада (с иконой Св.Николая-Чудотворца и датой приезда Цесаревича):

 

Виды с северного фасада (с гербом Владивостока):

Виды с западного фасада (с гербом Приморской области):

Виды с восточного фасада (с гербом Владивостокской крепости):

 


 

Использованные источники:

1. Статья Виктора Кудинова «Николаевские ворота. "Арка" призвана вернуть Владивостоку памятник» на сайте интернет-газеты ZR-PRESS;

2. Статья из краеведческого календаря «120 лет со времени пребывания цесаревича Николая на Дальнем Востоке (1891)» на сайте Центральной городской бибилиотеки им. Н.Островского;

3. Статья «Триумфальная арка цесаревича Николая» на сайте "Путешествия по Приморскому краю";

4. Репортаж «Во Владивостоке восстановлена Николаевская триумфальная арка» из новостей 1-го канала;

5. Статья «Триумфальная арка» на сайте газеты "Арсеньевские вести".

 
2 Комментарии
  1. Аватар пользователя Rayman830
    Янв 26, 2016

    Познавательно так,спасибо автору.

  1. Аватар пользователя ШМК
    Июн 06, 2019

    Интересная статья. Только на гербе Приморской области должна быть не Андреевская (голубая), а Александровская (красная) лента с дубовыми ветвями. А герб "Владивостокской крепости" - полная выдумка. Древняя царская корона могла быть только у областей или градоначальств, чем Владивосток не являлся

Leave a comment