Дата:
с 2010-11-03 по 2010-11-09
Виды мероприятий:
Экспедиции
С 03 по 09 ноября 2010 года наша команда в количестве 5 человек совершила поездку по южной и юго-восточной части Приморья. Поскольку машина была хоть и хорошая, но "городская", а потому - не самая проходимая. В связи с этим кое-какие цели достигнуты не были. Но, тем не менее поездка всё равно удалась и была более насышенной, нежели её "демо-версия" от 08-12.07.2008 года.
За семь дней пути было уложено под колёса нашей машинки порядка 1500 километров всякого разного дорожного покрытия, сквозь монитор лобового стекла (впрочем и боковых тоже) пропущено несколько городов, городских округов и районов Приморского края. Выезжали из Владивостока практически по летней погоде, а вернулись уже в натуральную зиму - со снегами, гололёдами и прочими прелестями.
В план-максимум было забито довольно много по предполагаемому маршруту, всё естественно посетить не удалось. А вот что нам удалось увидеть - то мы фрагментарно и покажем. Итак, маршрут:
1-й день.
Из Владивостока выехали около 6 утра через шаморовскую трассу. Первая остановка - привычно полюбоваться с моста через р. рассветным солнцем над Артёмовсой ГРЭС. Следующая остановка - над "тёщиным языком" перед въездом в пгт Шкотово (здесь в леске над трассой засел частично разрушенный шкотовский командный пункт 1970-х). Далее - остановка перед Романовкой (ангар 1943 года постройки). Через Романовку проехали на бывший аэродром «Пристань» (где были взяты - ДОТ "Шкотовская", ВПП аэродрома, ангары, капониры, инфраструктура, заброшки, действующее "убежище"). Ситуация в посёлке, по сравнению с 2008 годом, ещё более удручающая - слегка теплится жизнь в одном из домов, всё остальное стремительно разрушается. Вдобавок ко всему выгорали местные леса-травы. Далее через Большой Камень в Суходол. В Суходоле - осмотр остатков гидроаэродрома, его наблюдательного и командного пунктов, развалины в/ч, 100-мм батарея №28 на м.Красном с её инфраструктурой. Ночёвка близ с.Юж.Лифляндия (р/к "Новый Мир").
2-й день.
Заехали в Подьяпольск, где посмотрели КНП и огневую позицию ж/д батареи «Вампаусу». Далее проездом через Фокино (где мимоходом глянули поверхностно на бомбоубежище) в бухту Руднева (1 дот в Тинкане, 1 ОРПК в Руднево и псевдо-ДОТ). Затем залив Восток, п.Волчанец (1 ДОТ). В Находке: автопрогулка по городу, б.Тунгус (конечно же снова батарея № 905 с её КНП + ДОТ "Тунгус"), 152-мм батарея № 906. Ночёвка на берегу в б.Попова, рядом с летней базой отдыха. В районе Находки кругом встречались локальные пожары, из-за чего местность была затянута сизой дымкой.
3-й день.
Осмотр ДОТа и непонятного объекта (возможно - убежище гарнизона ДОТа) в бухте Попова, опять же автопрогулка по Находке (видовые, порт, ремонтирующийся храм, м.Астафьева, ЦУДС, засыпанный ОРПК "Находка" у оз.Солёное). Выезд из Находки к подножью горы Сестра - осмотр ОРПК "Сестра" на территории базы отдыха с любезного разрешения бабушки-охранницы. 2 ДОТа в бухте Лашкевича. Далее по плану Екатериновка (6 ДОТОв, 1 НП на Екатериновском массиве и КП ВВС "Сучан"). К тому времени стемнело и заночевали рядом с КП, среди развалин-неостроек.
4-й день.
Прощальные кадры КП, переезд на другую сторону Екатериновского массива, к горе Пржевальского - 1 убежище, 1 ДОТ, 1 пещера ("Лисья"). Две других ("им.Пржевальского") - "Медвежья" и "Тигровая" (как и, скорее всего, "пещера Географического Общества") осмотреть не удалось, т.к. очень добрые люди их "открыли" для желающих, поставив двери. Осмотр ОРПК № 912 с его погребом боезапаса.
Золотая Долина (БРО «Унаши») - 3 ДОТа, 1 ОРПК. Длительный перегон до бухты Валентин. В Валентине - 1 ОРПК, 2 ДОТа (один из которых разбитый) и 1 ДОТ осмотрен издалека визуально. Проскочив Моряк-Рыболов, двинулись в Ольгинский район. Доехали до Тимофеевки, вырулили в Норд-Ост (п-ов Ватовского), где и заночевали у тоннелей торпедных хранилищ, предварительно немного пофографировав их.
5-й день.
С утра "добивали" тоннели, посмотрели в/ч - как живые так и мёртвые, 1 одноамбразурный ОРПК, забрались на 130-мм батарею № 780. Проскочили в Весёлый Яр, но попытка добраться до м.Балюзек была признана "бесперспективной" и потому заехали в Ракушку, где и продолжили начатое два года назад. Снова поглядели остатки инфраструктуры базы, нашли хранилище ГСМ (4 здоровенных резервуара - бетонные и каменно-бутовые), ну и снова затерялись в ракушанском заводе-торпедохранилище . Поскольку время поджимало, то, к великому сожалению, изучение объектов п.Ольга решено было пропустить. Ночевать решили на пляже у п-ва Рудановского, но при ближайшем рассмотрении место оказалось сплошной помойкой. И мы с двинулись в сторону Кавалерово. На этом перегоне, где-то на границе Ольгинского и Кавалеровского районов и заночевали близ дорожного моста у неопознанной речки.
6-й день.
Добрались до Кавалерово (мельком поглядели оголовки местных бомбарей) и двинули в п.Фабричный. Там подзависли на здоровой заброшенной фабрике, нашли при ней наклонную штольню метров 120 длиной и небольшое бомбоубежище. Далее поехали искать шахты (которых как оказалось "поблизости нет"), нашли озеро-водоотстойник с оголовками забора воды (как нам стало потом известно - это был район "хвостохранилища" фабрики). Место довольно атмосферное (близкое по таковому, наверное, к нашему золоотвалу). Там обнаружился крайне интересный эффект - камни, брошенные на лёд, вызывали вибрацию оного с воспроизведением интересных звуков. За что место было названо "поющие льды" и надолго заняло наше сознание своим психоделическо-медитативным эффектом. Описать сие довольно сложно, общее представление об эффекте может дать разве что видео, но оно не сможет реально передать звуковоспроизведение. Набаловавшись, двинулись в посёлок, где и получили намётку на поиск рудника. Таковой (именуемый "Силинским") и был найден километрах в 10 от посёлка. Сам рудник заброшен, инфраструктура разваливается, несколько рабочих помогают этому процессу, извлекая из земли бетонные кольца-тюбинги для вторичного использования. К нашему визиту они отнеслись спокойно и даже вполне благожелательно. Сколько из подземной части мы смогли освоить - нам неведомо, т.к. рудники, тем более заброшенные, затапливаются грунтовой водой. Там, где смогли пройти - прошли. К тому времени уже шёл снежок и мы выбрались из штолен с грязными и подмокшими ногами. Вернулись в Фабричный и поехали в п.Хрустальный (процесс недолгий, ибо эти два посёлка плавно перетекают друг в друга). Однако найти здесь рудник уже не удалось. Либо не доехали, либо ещё чего-то. Узнали, что наличествует штольня, но найти её по темноте не представилось возможным. Вокруг - сопки, снег, ночь и мы, с уже напрочь промокшими ногами. Бросив это гиблое дело, поехали до Арсеньева. Заночевали в сосновой роще близ арсеньевской видовой площадки.
7-й день.
С утра, полюбовавшись на заснеженные пейзажи, наскоро выдернули оледеневшую палатку из начавшего образовываться сугроба и рванули в обратный путь. Разведку по одной из заброшенных в/ч под Арсеньевом (как впрочем и прочих попутных объектов) решено было отказаться из-за погодно-дорожных условий и поэтому путь лежал домой. Михайловка, Уссурийск (с попутным отщёлкивание через окно дореволюционной архитектуры), Баневурово, Раздольное (так же с окна старая архитектура домов и казарм авторства Вацлава Игнатьевича Жигалковского). В Угловом было решено, во избежание попадания по такой погоде в пробки на стройучастках новой дороги до Владивостока, избрать альтернативный маршрут. Проехав Артём насквозь (поглазев из окошек на несколько проплывающих мимо ДОТов и СПСов), вывернули опять же на Шаморовскую трассу и въехали в город. Разборка вещей и разъезд по домам.
Leave a comment