Дата:
с 2010-06-26 по 2010-06-27
Виды мероприятий:
Экспедиции
"Мы закрыли глаза и далёкий придумали остров" ©
В июне 2010 года команде KFSS и сотоварищи удалось посетить остров Аскольд.
Некогда на это острове добывали золото. Сначала китайские нелегалы, с которыми в итоге в 1868 году вышел вооружённый конфликт, получивший название "манзовской войны". Затем была артельная разработка золота купцом Иоганном Кустером. Месторождение разрабатывалось с 1875 по 1937 годы. Потом прииски закрыли, ныне шахты засыпаны. Остров, на котором существовал наблюдательный пост, связанный телеграфом со штабом Владивостокской крепости и маяк построенный в 1909 году, стал обретать всё большее оборонное значение. Именно здесь была построена одна из трёх существующих башенных батарей Приморья - береговая батарея № 26. В советское время многое было привнесено в этот остров. Перестроечное время многое перекроило, а последние годы практически полностью превратили этот остров в один большой абандон. Обитают сейчас здесь лишь маячники, несколько бухточек используется для отдыха заплывающим на своих плавсредствах народом. Отдалённость от Владивостока, отсутствие официального морского сообщения и капризная морская погода способствуют неплотному туристическому и металлорежущему контингенту.
Итак, выезд с утра, на небольшом катерке за достаточно немалые деньги. Время пути по морю порядка 4-4,5 часов. И вот он уже близко - абрис острова,"отделённый" от воды прослойкой тумана.
В это время корабли, разрозненно маячившие вокруг, начали “войну” - подготовку к флотским учениям "Восток-2010". Уже после нашей высадки на остров, по небу начала носиться авиация, раздавались трески мощной канонады, а на горизонте, в дыму и тумане, слабо проглядывались очертания стреляющих военных кораблей.
Прибыв на остров, высадились на “причал” - старый проржавевший понтон. Если в хорошую погоду нам удалось это сделать достаточно легко, то при волнении, да ещё с рюкзаками было бы очень даже экстремально. Некоторые капитаны не рискуют, меняя место причаливания на противоположный берег. Собрались и начали движение на подъём в сторону мыса Елагина.
Заброшки, руины, остатки техники,ржавеющее железо - всё это - и сразу, и по отдельности, и вперемешку.
По пути осмотрели остатки поста СниС, старые казармы городка артиллеристов, памятный знак воинам береговой обороны. От поворота возле маячного городка уже стало видно нашу главную цель - башенную артбатарею № 26.
Дошли до техблока батареи, где было решено устроить лагерь. Сбросили вещи и пошли налегке осматривать объекты ближнего плана: башни батареи, остатки позиций ПВО, командно-наблюдательный пункт, дальномер, прожекторную позицию. Полюбовались видами на бухты и маяки, увидели издалека туманный пост батареи.
Залезли на действующий маяк, прошлись по ближнему участку дореволюционной гранитной лестницы, некогда построенной для соединения со скалой, на которой стоит старый маяк.
Вернувшись в лагерь разделились на две группы. Одна отправилась вниз к живописному мысу Пальчатому, смотреть ДОТ и купаться. Вторая же (состоящая из особо упёртых) двинулась на другую сторону острова, добавив в копилку увиденного: подземное ГСМ-хранилище; позиции, небольшой подземный КП и городок ПВО-шников; наблюдательный пункт; навигационный знак и пару ДОТов; ну и различные руины, остатки вагончиков, техники, антенных ферм...
Возвратились в лагерь, когда уже темнело.
Поужинали. Устроили салют в честь нашего прибытия и стали готовиться ко сну. Часть наличного состава спала в палатке, а оставшиеся - вот в этом вагончике-"таборе".
Однако не все легли спать, двое рьяных исследователей спустившись в техблок, впоследствии углубились ещё в техническую заглублённую потерну. На все эти похождения они потратили около 5 часов и легли спать уже под утро.
К слову под утро пошёл дождик, а рассвет нас встретил туманом и расхмуряющимся небом. Но в течение дня погода постоянно прыгала от яркого солнца до плотного тумана. Собственно, первая часть дня была посвящена «добивке» подземной части батареи - подбашенных блоков и КП.
Насмотревшися и нафотографировавшись, собрались в обратный путь. Прибыли к причалу, где уже ждал наш катерок. Однако, поскольку время ещё позволяло, наш капитан сделал нам бонус - отвёз на моторной лодке к скале, на которой стоит старый дореволюционный маяк. Скалы выглядели хмуроватыми и величественными, но снизу наша скала не показалась каким-то уж большим препятствием. Однако путь наверх, до лестницы оказался не столь уж прост - местами скальник был довольно отвесным. Вид на бухту Наездник, панорама в сторону материка и о.Путятина, море...
Столетние гранитные ступени лестницы спускаются с обоих скал навстречу друг другу до определённой высоты, где ранее был мост.
Настала пора возвращаться. Спустились вниз, докатились до катера и, погрузившись на него, отправились в обратный путь во Владивосток.
Leave a comment