Батарея №902

Береговая батарея № 902  Островного сектора береговой обороны.

Находится на острове Русском, в 0.5 км южнее горы Ахлестышева (высота 100.9), недалеко от 12 форта. Командный пункт расположен недалеко от Великокняжеской батареи.

Номер по каталогу памятников  архитектуры — 2510023159.

Викимапия: Огневая позиция, Командный пост.        Генплан.

alt

alt

alt

alt

alt

 

Относилась к  3-му Отдельному артиллерийскому дивизиону. Была рассчитана на четыре артустановки  МО-1-180 калибра 180 мм.

Осенью 1932 года приступили к строительству батарей второй очереди со 180-мм орудиями. Построечный номер батареи № 12-д, занимался проектом военный инженер  А.И.Васильков. Большую часть материального обеспечения установили на этой батарее в октябре 1933 года. К концу 1934 года батарея могла стрелять и была зачислена в состав действующих, но в состоянии достраивающейся. 8 марта 1935 года был подписан итоговый акт о том, что батарея может вступить в бой. В 1961 году батарея № 902 была расформирована.

Все орудийные блоки и техблоки на батареях такого типа предполагалось соединить потернами глубокого заложения (12-15 метров) для прокладки кабелей Приборов управления стрельбой (ПУС) и труб. Расход снарядов составлял 225 штук на одну башню, внутри каждого блока – убежище на 1-2 человек комсостава и 30 краснофлотцев. Огнём управляли с командного поста, который находился на расстоянии около 300 метров и тоннелем соединялся с позицией. На командно-дальномерных постах (КНП) батарей ставили визиры (приборы определения непрерывного пеленга) и дальномеры. Орудия таких батарей непрерывно поворачивались за целью, если она шла прямо и быстро. Каждый орудийный блок должен был выдерживать попадание 100-мм и 203-мм снарядов. На батарее № 902 была вращающаяся башня для стереоскопического дальномера ДМ-6.

 Для обеспечения противодесантной обороны батареи позднее поставили сборные железобетонные пулемётные точки (СЖБОТ), три из которых сохранились и затем одну танковую огневую точку (не сохранилась). В 1970-1980-х рядом с КНП батареи располагались стартовые позиции дивизиона ПВО. В позднейшее время позицию батареи и командный пост порезали на метал, остался лишь изуродованный бетон.

В данный момент рядом с КНП протянули ветку газопровода.

 

Огневая позиция батареи:

alt

alt

alt

alt

alt

alt

Входы в подземную часть:

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

Наземную часть одного из блоков в последнее время основательно покромсали техникой строители в целях добычи металла.

 

Подземная часть:

alt

alt

alt

 

alt

alt

alt

alt

alt

Заглублённая потерна, соединяющая под землёй орудийные блоки, мехблок и КНП:

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

 

6 Комментарии
  1. Аватар пользователя Александр
    Янв 24, 2013

    Удручающее зрелище,похоже её , как исторический объект,не восстановят никогда.Для государства она не представляет ни какого интереса,зато сборщики металла здесь поработали на славу.Резали,пилили,долбили и чего только не делали.Здесь металла было побольше да и бетон слабый,не сравнить с 369 батареей.Предлагаю оставить в каталоге как памятник современным варварам России.

  1. Аватар пользователя slon
    Ноя 23, 2014

    23.11.2014 спустился с детьми в потерну со стороны КНП. - 1 этаж спуститься легко. Далее вертикальная шахта в потерну - примерно 9 метров. Леера, лестница - отсутствует. Брал с собой - веревочную лестницу 10 м + страховочные стропы. Спускались со страховкой. Внизу сухо. Патерна длинная - красота. Через орудийные блоки не проходили, в силовую станцию поднимались. В следующий раз попробуем спуститься через орудийные блоки. Напишу

  1. Аватар пользователя псих
    Мар 19, 2016

    А кто ее построил

  1. Аватар пользователя den
    Дек 02, 2018

    В потерну без снаряжения спуститься можно ?

  1. Аватар пользователя Гость
    Ноя 03, 2019

    Можно. Легко

  1. Аватар пользователя Сахно Александр Леонидович
    Ноя 09, 2019

    был в октябре, на 3 установке сохранилась лестница, спуск возможен, либо веревка и страховка

Leave a comment